Протоиерей Всеволод Чаплин о разводах

Непростую задачку задали мне сегодня радикальные ревнители из круга Валерия Сутормина во время телефонного разговора с интернет-трансляцией. Если мы соглашаемся с тем, что никакой повторный церковный брак невозможен, кроме случаев смерти супруга или прелюбодеяния жены, то что из этого следует?
Очевидно, что Господь, апостольские послания, неизменяемые каноны именуют грехом прелюбодеяния развод и женитьбу на разведенной, кроме указанных случаев. Грех Церковью благословляться не может. Он не может освящаться в таинствах и обрядах. Но что делать с теми, кто уже вторично обвенчан, не овдовев и не разведясь из-за прелюбодеяния жены? Совершалось ли в этом случае таинство Брака? Боюсь, что ответить на этот вопрос однозначно я не могу – пусть даже меня назовут «сакраментологическим агностиком». Повторюсь: грех не может освящаться таинством. Однако, если мы считаем, что все разведенные венчались и причащались незаконно, то практически вся Церковь жила вопреки норме веры – ведь все мы по крайней мере причащались вместе с этими людьми за одной службой. То же самое можно сказать о лицах, крещенных через обливание. Если они не крещены (а среди таковых есть и священники, и епископы), то вообще вся церковная жизнь сомнительна, включая жизнь многих радикальных ревнителей (кстати, разведенных и второбрачных среди них немало).
Не считаю, что всех неправильно крещенных и венчанных мы должны сейчас отсекать от Церкви. Хотя бы в том случае, когда сомнительные крещения и венчания происходили в особое время – время гонений и религиозной неграмотности.
Но что делать с последствиями неправильных действий? Наверное, надо принести в них покаяние – как индивидуальное, так и общецерковное (только наученные западной теологией формалисты считают, что в христианстве якобы нет представления об «общем» грехе).
Следующий вопрос: что делать с новыми случаями распада венчанных браков? Прежде всего надо утвердить верное Писанию и Преданию учение о единственности церковного брака – наша праведность должна превзойти праведность «католиков», это учение сохранивших. Нужно ясно сказать молодежи, что венчаться можно будет один раз. Нужно исключить инциденты вроде «галкинско-пугачевского», когда сама цель «брака» неясна. Но вот пришел ко мне сегодня человек – венчался недавно, супруга из благочестивой семьи, однако она сбежала к родителям через несколько месяцев совместной жизни, подала на развод в светский суд, решение в конце концов будет в ее пользу. Молодой человек разводиться не хочет, но шанс сохранить брак почти нулевой. В монастырь он не собирается. Не толкаем ли мы его к блуду, полностью исключая вариант второго брака? Заключаемого хотя бы даже без венчания – через покаянную молитву и церковную констатацию произошедшего? Через епитимию и последующее разрешение от греха? Господь, между прочим, любой раскаянный грех прощает, кроме хулы на Духа Святого. Или все-таки подобный грех в принципе не подлежит снисхождению?
Вот такие вопросы… Ответов на них у меня, увы, нет. Может быть, их найдет Архиерейский Собор? Или он не будет заниматься такими «мелкими темами», в качестве главного аргумента восприняв что-то вроде «а что скажут разведенные большие начальники и второбрачные спонсоры»?

Источник: https://vk.com/wall352520495_23179

0

"Грядут большие перемены"