Царская Россия: основы благородного воспитания

Достойными людьми не становятся по взмаху волшебной палочки. С раннего возраста детям необходимо прививать правильные манеры, закладывать ценности и вплотную заниматься их воспитанием. В этом случае человек получает прочный старт для дальнейшего развития и становления личности. Сегодня многие родители стремятся вложить в своих детей все самое лучшее. А как обстояли дела в царской России?

 

Добро пожаловать в новый мир

Рождение ребенка в царской семье было важным, но не грандиозным событием. Детей не возводили в культ и не считали обязательным отдавать им все свободное время. У малышей были свои комнаты, причем располагались они максимально далеко от кабинета отца семейства, чтобы плач и шумные игры не отвлекали его от дел.

С момента рождения многих детей передавали на воспитание няням. Является ли такой подход верным? Сложно судить однозначно, однако такой подход делал младших членов семьи более самостоятельными и приспособленными к жизни.

 

А как же мама?

Несмотря на наличие няни, матери тоже не забывали о своих детях. Например, императрица Романова Александра Федоровна, супруга Александра II, принимала в воспитании дочерей непосредственное участие. Она брала на себя ответственность по подбору учителей, занималась с детьми, обучала их хорошим манерам и рукоделию.

Императрица не баловала дочерей, а прививала им любовь к аккуратности и заботилась о нравственных аспектах. Бытовая сторона жизни для детей не была наполнена шиком и изобилием: они ели обычную пищу и спали на жестких кроватях.

 

Честь и Родина

В мальчиках с раннего возраста воспитывали патриотизм. С детства они уже были уверены, что нужно служить Отечеству. В дворянских семьях мужчины часто были заняты в военной службе, поэтому сыновей приучали к выносливости и заботились об их физическом развитии.

Образовательные учреждения следовали той же тактике. Так, в Царскосельском лицее каждое утро проводились спортивные занятия по фехтованию, верховой езде, гребле или плаванью. При любых погодных условиях организовывались прогулки.

 

В стенах дома

Большинство царских детей получали образование дома. Многие дворяне предпочитали не отдавать малышей в учреждения образования или попросту не имели такой возможности. Сказать, что такое решение было для ребенка большой радостью, довольно сложно. Строгость воспитания предполагала ранний подъем, затем физические упражнения, молитву, занятия и другие виды деятельности. За соблюдением режима следили гувернеры.

 

А если провинились?

Детей наказывали за многие провинности, включая неуспеваемость в учебе. Нередко отпрысков лишали сладостей и не позволяли садиться за обеденный стол. В случаях особо нелицеприятного поведения их могли закрыть в темной комнате. Гувернеры постоянно пристально следили за малышами и не позволяли забывать о хороших манерах. В противном случае дети рисковали понести телесное наказание.

 

Образовательный аспект

Мальчиков учили многим языкам: французскому, итальянскому, немецкому и английскому, латыни или греческому. Также проводились занятия по искусству, истории и архитектуре. К учебе они приступали уже с 5-6 лет.

Образование девочек было менее насыщенным. Их обучали всего одному-двум языкам, обычно немецкому и французскому. Знание английского свидетельствовало о более высокой образованности. Девочек также обучали рукоделию и искусству, иногда истории.

Более обширное образование можно было получить в кадетских корпусах, институтах благородных девиц и лицеях.

 

Источник: http://www.beagentleman.ru/carskaya-rossiya-osnovy-blagorodnogo-vospitaniya/

0

"Грядут большие перемены"