ИМЕТЬ МНОГО ДЕТЕЙ – ЗНАЧИТ ТВЕРДО ВЕРОВАТЬ В ГОСПОДА

Бог особенно любит многодетные семьи. О них Он проявляет особенную заботу», – говорил старец Паисий Святогорец.
Чем живут многодетные семьи в России? Насколько им трудно?.. С этими и другими интересующими нас вопросами мы обратились сразу к нескольким родителям разных поколений.
Наталья – мама с большим опытом, она воспитывает десять детей: девять своих и одного приемного. Старший ребенок заканчивает институт, младшему – четыре годика. Елена и Владимир – семья достаточно молодая, им немного за тридцать, но в их уютном доме уже подрастают четверо малышей, старшая дочка перешагнула порог школы, младший сынок еще не сделал своих первых шагов.
Что объединяет эти семьи? На наш взгляд – крепкая вера, ведь иначе трудно решиться полностью довериться воле Божией и взять на себя нелегкий, особенно в наши дни, крест многочадия.
-
Елена, Владимир, начнем с такой, может, не очень радужной темы: как Вы относитесь к системе ювенальной юстиции? Насколько серьезна эта угроза для российских семей? Что будете делать, если в ваш дом придут ювенальщики?

– У нас нет иллюзий относительно системы ювенальной юстиции, ясно, что эта госструктура только прикрывается благовидной целью защиты детей и их прав; на самом деле их цель – изымать здоровых детишек из семей и отправлять за рубеж на «усыновление» извращенцам. Контроль за неблагополучными семьями в нашей стране велся всегда; и сегодня есть органы социальной защиты, органы опеки и попечительства, участковые инспектора и т.д., которые проводили и проводят работу в этом направлении.

Угроза очень серьезная, однако с Богом нет ничего невозможного. Пусть враги России плетут интриги, их усилия, направленные на разрушение семьи, останутся тщетны, Господь посрамит их.

Что требуется от нас? Жить по заповедям, и тогда Господь сохранит наших детей и наши семьи. Но, конечно, «на Бога надейся, а сам не плошай»; надо быть внимательными и осторожными в наше время: не открывать дверь незнакомцам (даже если они в форме); наладить контакт со школой, с классным руководителем, разъяснить учителям, в чем опасность для детей, чтобы классный руководитель обо всех визитах посторонних лиц в школу сообщал заранее родителям или звонил по телефону, если встреча происходит незапланированно. Ведь многие у нас рассуждают так: государству виднее, если ввели новую систему, значит, так надо; «наверху» умные люди «сидят». К сожалению, это не так. Поэтому будем бдительными. И надо молиться, чтобы Господь умудрил, вразумил и отвел эту беду от нас.

Надо знать, что сейчас многих детей уже отняли у родителей. Существуют общества антиювенальщиков, которые проводят активную работу: пишут письма в госорганы, издают и распространяют листовки с информацией для населения, проводят собрания. Надо вступать в подобные общества, объединяться для борьбы с этим злом. В одиночку мы не справимся с этой бедой.

– Хочу задать этот вопрос и вам: что же такое православная семья? Какой она должна быть? Какова в православной семье роль матери, и какая – отца? Есть ли у вас какой-то идеал православной семьи, пример, к которому вы стремитесь, стараетесь подражать?
 

– Православная семья – это союз мужа, жены и их детей, во главе которого стоит Христос. Идеал православной семьи для нас – семья Царских Великомучеников: Царя Николая, Царицы Александры и их Детей.

В Таинстве Венчания очень четко сказано о том, как должна строиться православная семья. Как Христос – Глава Церкви, так и муж – глава жены; как каждый заботится о своей плоти, так муж должен заботиться о своей жене.

Роль отца и матери в конечном итоге должна сводиться к тому, чтобы вдвоем воспитать в детях прежде всего веру; воспитать их достойными Царства Небесного. В наше время у родителей есть возможность участвовать со своими детьми в церковной жизни: посещать Богослужения, регулярно причащать детей. Очень хорошо, что мать сегодня не обязана выходить на работу; как правило, Господь так управляет, что многодетные папы зарабатывают достаточно для того, чтобы мама могла быть дома с детьми.

Господь сказал: «Плодитесь и размножайтесь». Каждый, вступающий в брак, должен понимать, что цель создания семьи – это дети. Многие сейчас не задумываются о всей серьезности поступка. Просто люди хотят быть вместе, а как будут дальше жить – не представляют, там, мол, видно будет. При вступлении в брак мы должны настраиваться на многодетность; а не так, что родим одного-двух, как это было принято в советские времена, и на этом «остановимся». Многодетность – это непросто, особенно сейчас, когда молодежь приучают только к получению удовольствия от жизни.

Иметь много детей – значит твердо веровать в Господа, что Он не оставит семью, поможет. Многодетность невозможна без твердой веры. Ведь детишки часто болеют, с ними всегда что-то происходит, они бегают, прыгают, падают, один ходит в 1-й класс, другой – в сад, третий – совсем крошечный, как за всеми уследить? Как одеть, обуть, накормить? Мама и папа, постоянно крутясь вокруг своих детей, начинают понимать, что сами они не в состоянии все проверить, проконтролировать, всем помочь. И молитва в сердце рождается сама собой, хочется закричать: Господи, помоги! Господи, сохрани! Господи, исцели! И Господь помогает, хранит, исцеляет и милует нас, грешных, без конца.

 

– У меня, как и у многих молодых людей в наши дни, был период негативного отношения к семье. Просто смотрела на окружающие семьи: сплошные несчастья, страдания, ссоры, ругань, драки, измены, несчастные родители, несчастные дети… И невольно пришла к выводу: а зачем тогда все это нужно? Этот взгляд в корне изменился только по милости Божией, после близкого знакомства с семьей православного священника. Там впервые увидела, что такое настоящая семья, когда отец и мать занимают подобающие места, когда у людей есть главная общая цель – спасение своих душ и душ детей, а все остальное, весь семейный быт гармонично выстраивается вокруг этой цели…

Что Вы можете ответить и посоветовать тем молодым людям, которые сегодня разочарованы подобным образом и не видят смысла в создании семей?
– Для тех, кто разочарован в семье, в т.ч. и по личному опыту своих родителей, можно посоветовать не унывать, не отчаиваться. Не надо торопиться с созданием семьи, если нет внутренней готовности на этот подвиг. Девушкам мы бы посоветовали отучиться на сестер милосердия, на фельдшеров, ткачих, поварих, на воспитателей или учителей, музыкальных работников, врачей – в общем, получить то высшее или среднее специальное образование, которое впоследствии очень пригодиться в семейной жизни. Юношам – обязательно отслужить в армии, ну и конечно, получить образование или какой-то трудовой навык, который можно будет назвать своей профессией. Жить по заповедям Божиим, хранить чистоту, целомудрие, а также исповедоваться, причащаться – обязательно для всех. И Господь, видя усердие молодого человека, «приготовит» ему суженного или суженную, верного и надежного спутника и помощника. «Просите – и дастся вам», – говорит Господь. Но нам надо стремиться быть достойными благодеяний Божиих



-  Наталья, Вы – православная многодетная мама, растите десять детей. Скажите, Вам тяжело? В чем разница: воспитывать одного, двух или десятерых?

– Иногда родится один ребенок, ну два – мать с ними так намается, с десятью так не намаешься, как с одним-двумя. А то, что тяжело – я вам скажу, что своя ноша не тянет; любую многодетную мать спроси – она, наоборот, ответит: «Мне здорово!» Ну да, есть, конечно, сложности, но не будь детей, я нашла бы эти сложности в другом месте и также бы стонала. Поэтому ничего сложного на самом деле нет. Это я вам говорю как многодетная мама.

– Что для Вас самое трудное в общении с детьми, процессе воспитания, а что – самое приятное, радостное?

– Сложное с детьми – это когда они подрастают, и этот мир их начинает захлестывать, бушующее море страстей начинает их привлекать. Это сложно для каждого человека. Мы что-то уже прошли, сделали какие-то выводы, а когда ребенок взрослеет, ему хочется самому сделать оценку, а нам хочется его уберечь. Как в детстве: малыш идет – вот, он сейчас упадет, мама подбежала и удержала его; потом еще раз подхватила его, еще раз, а иногда и не удержала, не успела, он упал.
Так и здесь: мы пытаемся детям что-то объяснить, что-то открыть, что-то сказать. Но не всегда мы можем их удержать. Это уже не синяк, это уже не просто упал. Это взрослые дети, там «синяки» уже не такие. И вот это, конечно, сложно. Я думаю, для каждой православной матери это будет сложно, потому что наше время – не время обычной жизни и трудов, а время запретов, надо уметь объяснить ребенку, почему это нельзя. Просто запретить ему уже невозможно. И это труд. И нужно каждый день молиться Господу, чтобы Он вразумил, умудрил.

А приятное и радостное – детские успехи во всех возрастах жизни. Когда ребенок чего-то достигает, и это радует маму; это – те добрые дела, за которые и нас Бог помилует на Страшном Суде

– Какая у Вас главная цель? Какими хотите видеть Ваших детей в будущем? Что считаете необходимым привить им в первую очередь?
– Самым необходимым каждая православная мать считает привить веру во Христа. Несомненную, непоколебимую. Это самое главное. «Веруй – и делай, что хочешь», – как говорит какой-то святой.

Обратите внимание на людей неверующих, спросите у них: «Как живешь?» – «Ой, как плохо». Спросите у верующего, ответ будет: «Слава Богу»!» И человек не просто это говорит, а с радостью; что переполняет сердце, то изливается и из уст. О чем свидетельствует такой ответ? – Христос переполняет сердце человека. «Слава Богу!», «все хорошо» – даже если он совсем нищий.

У нас сейчас нищета считается самым неприятным состоянием, в принципе как и всегда было. Но сейчас она осуждается, а раньше не осуждалась, потому что люди в большинстве своем жили одинаково. Надо как-то привить ребенку, что, как говорит апостол Павел, не тот богат, у которого большое имение, а тот, кто ни в чем не нуждается. Православный человек, по сути своей, имея Бога, не нуждается ни в чем. Все у него есть. Нет сейчас – так будет завтра. Если надо. И вот это хотелось бы воспитать в детях. Эту свободу. В каждом русском человеке есть свобода, которой нет других людях.

Я это говорю со слов одного человека, который был в России два раза, и по-русски-то не говорит. Он рассказывал о неком фотографе, приезжавшем в Россию несколько раз, снимавшем алкоголиков, бомжей – в общем, нашу жизнь с неприглядной стороны. Когда он выставил свои снимки в Европе, то тот человек, мой рассказчик, рассматривая выставку, сказал: «Этот фотограф был в России много раз. Но он не посетил Россию ни разу, он не понял русского человека так, как понял его я, хотя был там всего два раза. Он не увидел в русских людях того, что они внутренне свободны, им ничего не надо». А почему они свободны? Да потому что они с Богом. Даже есть люди – простые, невоцерковленные, которые малое причастие имеют ко Христу, крещены были в глубоком детстве, все равно это Божии люди, и Бог их не оставляет. Поэтому самое главное – привить детям любовь к Богу.

 

– На Ваш взгляд, легче воспитывать девочек или мальчиков? В чем различия: как правильно надо воспитывать дочь, а как – сына?

– Из моего опыта: мальчики в детстве больше привязаны к маме, в них больше любви. Девочки, когда рождаются, напротив, более эгоистичные – больше к себе, для себя, хотя тоже очень милые, добрые. Когда они вырастают, со временем, с Божией помощью дочери меняются и раскрываются в христианском понимании как жены– мироносицы. А с сыновьями потом начинается испытание для матери, которая была уверена, что они – ангелы, любимчики, и вдруг получается все наоборот. Но это испытание тоже нужно пройти и маме, и папе, и сестрам, и братьям с Божией помощью.

На каком-то этапе я могу что-то сказать, посоветовать кому-то, а на каком-то этапе – еще нет. Слава Богу, тут еще очень помогают, подбадривают более старшие многодетные мамы и папы, которые говорят: «Пройдет!», сестры и братья во Христе, от которых я черпаю мудрость. Как только у меня родились дети, Господь вразумил задавать всем вопрос: как их воспитать? И многие миряне давали хорошие советы.

 
– Скажите, а Вы не боитесь, что когда Ваши дети вырастут, может случиться, что они отойдут от веры? Или что те качества, идеалы, взгляды, которые Вы старались им привить, будут отброшены, а их место займут другие, совершенно неожиданные для Вас?

– «Что я боялся, то я и получил», – так говорил Иов Многострадальный. Опираясь на его духовный подвиг, я могу сказать, что не боюсь, а уповаю на Бога. Тот идеал могучей веры, который человек получает с детства, идеал веры во Христа держит его; если человек истинно вошел в храм, он никогда оттуда не уйдет. Может, уйдет на время, как блудный сын, но вернется, хоть в последний свой час, в последнюю минуту, но он обязательно вернется в храм, я в этом уверена, потому что об этом пишут святые Отцы, так говорят мудрые люди. Поэтому я не могу бояться, я верую, что Бог никогда не оставит. Мы можем оставить Бога, но Он нас не оставит никогда.

– А не боитесь ли Вы возможных грядущих трудностей, испытаний? Например, если завтра – война?..

– Господь говорит о последних временах. Мы уже предупреждены. Все это возможно, и конечно, много неприятного нас ждет. Но мы со Христом сейчас и надо стремиться к тому, чтобы быть с Ним до конца; Он сказал «до конца пребуду с вами», и как мы можем печалиться или переживать о чем-то? Сразу надо вспоминать, что Христос с нами, и эту мысль никогда не отпускать. Надо надеяться на Бога.

– Как Вы относитесь к современным школам? Каким в идеале, по-Вашему, должно быть образование?

– Школа должна заниматься воспитанием детей. Потом нам сказали: в школах мы не будем воспитывать детей, а будем их только учить. А на самом деле школы воспитывают, но в другую сторону, а образование сходит на ноль, родителям приходится самим давать образование, и зачем же тогда школа?

С первыми детьми я сидела дома и занималась с ними сама. Потом детей стало больше, и пришлось отдать в школу. В обыкновенную. Церковно-приходские школы мы тоже проходили и, к сожалению, осталось скорее негативное впечатление. Раньше, в советские времена, священники не водили своих детей в школу; они – священники, они – верующие, не такие, как все общество, умудрялись воспитывать своих детей дома, а дети потом поступали в институты – вот такой хороший мы имеем опыт домашнего православного воспитания. Сейчас школы – помощники ювенальной юстиции.

Родители, имеющие высшее образование, могут, на мой взгляд, заниматься с детьми дома. Если объединить усилия, то, допустим, 3–4 семьи, могли бы вместе обучать своих детей, заниматься с ними по очереди. Это было бы здорово.

 

– Ну, и напоследок: на Ваш взгляд, что такое православная семья? Какой она должна быть?

– Настоящая православная семья должна быть многодетной, любящей, молящейся. Господь милует нас и восполняет все недостатки нашего воспитания. Благодать Господня везде ощущается, помощь Его во всем. Иногда думаешь: это – стопроцентная помощь Божия, а нашего здесь – ничего. Поэтому прошу у всех читателей молитв обо мне, грешной, и о моих чадах. Спаси, Господи!
 

Беседовала Серафима СМОЛИНА

https://gazeta-pkrest.livejournal.com/65089.html

 

0

"Грядут большие перемены"