Герои Церкви Христовой. Из жития преподобного Максима Исповедника

Приведем один пример из жития преп. Максима Исповедника, чтобы вспомнить, как подвизались святые отцы за чистоту Православной веры.

После процесса преподобный ссылается в Визию во Фракии… Однако вскоре (в Августе 656 г.) константинопольский двор делает попытку найти компромисс с преп. Максимом и посылает к нему своих посланцев. После неудачи склонить преподобного к богословскому компромиссу, консул Павел с епископом Феодосием и патрикиями, ушли.

Они вернулись через восемь дней с императорским повелением, предписывающим… …препроводить его в монастырь святого Феодора… Они передали следующие слова василевса: «Так как весь Запад и те, которые на Востоке искажают веру, взирая на тебя и все из–за тебя учиняют мятеж, не желая придти к соглашению с нами в вере, то пусть Бог принудит тебя вступить в соглашение с нами на основе изданного «Типоса». Ибо мы точно знаем, что, ЕСЛИ ТЫ ВСТУПИШЬ В ОБЩЕНИЕ СО СВЯТЫМ ЗДЕШНИМ ПРЕСТОЛОМ, то с нами соединятся все те, которые по причине тебя и твоего учения откалываются от общения с нами».
(Вопрос между строк; кто от кого откололся и на чей стороне была Истина?).
Ответ преподобного на послание василевса был однозначным: «ПОИСТИНЕ ВСЯ СИЛА НЕБЕС НЕ УБЕДИТ МЕНЯ СДЕЛАТЬ ЭТО. Ибо что отвечу я Богу, - не говорю Богу, - но моей совести, если бы ради славы человеческой, не имеющей самой по себе смысла существования, отрекся бы я от веры, спасающей меня?»
Этот ответ старца (преподобному тогда было 84 года) вызвал приступ самой непристойной ярости у патрикиев, которые начали бить и оплевывать его - и лишь вмешательство епископа Феодосия ввело их в рамки приличия. После бесплодных попыток склонить преподобного к догматическому компромиссу, он был снова отправлен в ссылку - опять во Фракию (в Перверис).

Наконец, в апреле 658 г. делается последняя попытка уговорить преп. Максима. Инициативу на этот раз берет на себя патриарх Петр (наверное, не без согласования с императором): он посылаетет к преподобному доверенных лиц, (в грузинском переводе имеется уточнение: «Петр отправил к нему пресвитеров церковных, в высшей степени ученых).

Как говорит сам преп. Максим в послании к своему ученику Анастасию, ему было сказано: «КАКОЙ ЦЕРКВИ ПРИНАДЛЕЖИШЬ ТЫ? - Византийской, Римской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской? - Послушай же, ВСЕ ОНИ, вместе с подвластными им епархиями, СОЕДИНИЛИСЬ. Если же ты принадлежишь к кафолической Церкви, то соединись с нами, иначе, вводя в жизнь новый и странный путь, ты подвергнешься тому, чего не ожидаешь».
Преподобный на это ответил: «БОГ ВСЯЧЕСКИХ ОБЪЯВИЛ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ ПРАВОЕ И СПАСИТЕЛЬНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ В НЕГО, назвав блаженным Петра за то, что он исповедал Его (Мф. 16,16 – 18).
((Не могу не выразить своего восторга этим мужеством преподобного и его ГЛУБИННЫМ БОГОСЛОВСКИМ ОТВЕТОМ. Не наличием патриарха, не наличием епископа определяется Кафолическая Церковь, но НАЛИЧИЕМ ИСТИНЫ. Даже если все епископы одновременно впадут в ересь (хотя этого никогда не будет, по словам Самого Господа, что "врата ада" никогда не одолеют Церковь), то и тогда Церковь будут собой являть на земле те, которые будут содержать истинную веру))
.
Не лишним будет здесь привести и комментарий к этому диалогу, издателя этого жития, известного русского православного патролога, профессора Московской Духовной Академии, доктора церковной истории Алексея Ивановича Сидорова.
Он пишет: «Данный диалог примечателен в том плане, что он обнажает существенное различие в понимании кафоличности Церкви: если для патриарха Петра и иже с ним кафоличность подразумевала чисто эмпирическую «экуменичность», т.е. некую количественную величину, то для преп. Максима ГЛАВНЫМ СВОЙСТВОМ КАФОЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЛОСЬ ПРАВОЕ И СПАСИТЕЛЬНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ, т.е. ПРАВОСЛАВИЕ!
В таком принципиальном понимании Кафоличности и коренилась одна из главных причин его конфликта с большинством представителей византийской церковной иерархии».

Тогда посланники патриарха высказали окончательную и недвусмысленную угрозу: «Угодно владыке (царю) и патриарху по поручению (также и) папы Римского предать тебя анафеме, если тебя не удастся убедить, (и предупредить, что) ты будешь подвергнут определенной ими смерти».
На это преподобный кротко ответил: «Пусть исполнится то, что прежде всякого века определено о мне Богом и принесет Ему славу, узнанную прежде всякого века».

В пространном греческом «Житии» дается подробное описание тех мучений, которым подверг ли власть имущии мужественных исповедников: сначала их подввергли безпощадному бичеванию, причем палач, начавший эту процедуру с преподобного, как говорится здесь, «не пощадил ни старости его, ни скривленных членов плоти, ни изможденного постами и трудами тела, но так жестоко бил, что от множества крови окрасился весь пол под ним».
На следующий день преп. Максиму отрезали язык, однако, по словам автора «Жития», Бог чудесным образом соделал так, что старец мог лучше, чем прежде, изрекать слова и произносить речи. Разъяренные палачи затем учинили новое злодеяние: преподобному отсекают правую руку.
Та же участь постигла и Анастасия монаха. Затем искалеченных исповедников извлекли из претория, где проходила экзекуция, и стали водить по площади, «издавая непристойные крики и подвергая их насмешкам и надругательствам» (Избранные творения преподобного МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА. Москва. 2004 год. Стр.72 - 77).

Вот так, дорогие отцы, братья и сестры, святые наши отцы подвизались за чистоту веры. И ведь вопрос то был весьма «тонкий»; не каждый разберется, две воли во Христе или одна? Нам Господь «оставил» самое легкое, что можно придумать: ОДНА ЦЕРКОВЬ или несколько церквей-сестер, один у нас БОГ с мусульманами, как это утверждают патриарх Кирилл и митрополит Викторин, или «бози язык – бесове суть». И мы еще о чем-то думаем, можно поминать этих еретиков или нельзя. Они хулят Веру Православную, хулят Пресвятую Троицу, а мы все думаем да рассуждаем.

Еще раз мы хотим подчеркнуть, что прекращая поминать патриарха или епископа проповедующего ересь, священник не откалывается от ЕДИНОЙ СВЯТОЙ СОБОРНОЙ И АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ, даже если его запретит епископ. Запрет в таком случае не действует, как об этом говорит 3–е правило Третьего Вселенского Собора.
МЫ ОТДЕЛЯЕМСЯ ОТ ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩИХ ИЕРАРХОВ, точнее - их отделяем от себя, как говорит об этом священномученик Иосиф Петровых. Других, не по-экуменически мудрствующих мы не считаем еретиками, но призываем их последовать стопам святых отцов в деле защиты ПРАВОСЛАВИЯ, т.е. прекратить поминовение еретичествующих иерархов.

Святая Гора Афон. 7 марта 2018 года. 40 мчч. В Севастийском озере мучившихся.
Грешный монах Варсанофий.

Источник: https://vk.com/wall451801315_428

+1

"Грядут большие перемены"