Народ - хранитель благочестия в Церкви

«ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ОТДЕЛЬНОЙ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ И ПАТРИАРХ Всероссийский, в частности,- НЕ РИМСКИЙ ПАПА, пользующийся неограниченной и беспредельной властью; ОН НЕ МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ НАРОДОМ БОЖИИМ ТИРАНИЧЕСКИ, НЕ СПРАШИВАЯ ЕГО СОГЛАСИЯ и не считаясь с его религиозной совестью…» (святитель Тихон, Патриарх Всероссийский).
«АВТОРИТЕТ КЛИРА ЗАВИСИТ НЕ ОТ НЕГО САМОГО, А ОТ ЦЕРКОВНОГО НАРОДА…» (новомученик МИХАИЛ НОВОСЕЛОВ).

«У нас НИ ПАТРИАРХИ, НИ СОБОРЫ НИКОГДА НЕ МОГЛИ ВНЕСТИ ЧТО-НИБУДЬ НОВОЕ, потому что хранитель благочестия у нас есть самое Тело Церкви, то есть народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верой отцов его…
Да держим исповедание, какое приняли от таковых мужей – святых Отец, да отвращаемся всякого новшества как диавольского внушения, на что, если бы кто дерзнул или делом или словом, или помышлением, ТАКОВЫЙ ОТРЕКСЯ УЖЕ ВЕРЫ ХРИСТОВОЙ, УЖЕ ДОБРОВОЛЬНО ПОДВЕРГСЯ ВЕЧНОЙ АНАФЕМЕ ЗА ХУЛУ НА ДУХА СВЯТАГО, якобы несовершенно глаголавшего в Священном Писании и во Вселенских Соборах. Итак, все новшествующие: еретики ли то, или раскольники, добровольно «облекошася в клятву, яко в ризу» (Пс.118:18), ХОТЯ БЫ ТО БЫЛИ ПАПЫ, ХОТЯ БЫ ПАТРИАРХИ, хотя бы миряне, аще бы и Ангел с Небесе – АНАФЕМА ЕМУ».
Из послания восточных патриархов 1848 года.

Дорогие во Христе братья и сестры, внимательно прочитайте и постарайтесь глубоко начертать в своих сердцах чистое Православное учение о участии мирян в жизни Церкви. Если бы все это, только сейчас, впервые, сказал бы кто-нибудь из нас, то нас сразу бы «забросали камнями» патриархийные апологеты, повесив ярлыки «раскольников», «протестантов», «бунтарей» и «церковных революционеров». Но это было сказано сто лет тому назад; сказано не дилетантом в догматических вопросах Церкви, а профессором Московской Академии; не представителем «сухого схоластического богословия», а молитвенником и созерцателем, автором великолепного труда «Забытый путь Богопознания»; не церковным «захожанином», а засвидетельствовавшем верность Христу и Святой Православной Церкви даже до пролития крови; новомучеником и исповедником русским Михаилом Новоселовым. Статья В.П.Филимонова, перепечатанная с некоторыми сокращениями из брошюры «Восьмой Вселенский собор на Крите: итоги и перспективы», с добавлением некоторых моих мыслей и комментариев (грешный монах Варсанофий).


«О ВЫСОКОМ НАЗНАЧЕНИИ НАРОДА В СОБОРНОЙ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ»

В наши дни, практически предано забвению учение Православной Церкви о деятельном участии народа в жизни церковной. Святой мученик МИХАИЛ НОВОСЕЛОВ, почетный профессор Московской Духовной академии, опираясь на учение великого вселенского учителя и святителя ИОАННА ЗЛАТОУСТА, ПИШЕТ: «Святитель Иоанн Златоуст совершенно чужд КАТОЛИЧЕСКОГО ТРЕБОВАНИЯ ВЕРИТЬ В ЦЕРКОВЬ КАК ВО «ВНЕШНЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ», что было бы полным извращением и разрушением Церкви. При таком понятии о Церкви нет даже веры в Бога, ее заменяет ВЕРА В ИЗВЕСТНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ СТРОЙ, в котором активным началом является клир, а пассивным – миряне. Возникает таким образом, в своем роде «ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ» КЛИРА: миряне признают за иерархией полномочия Божественной непогрешимости, А ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕБУЕТ ОТ ПЕРВЫХ СОВЕРШЕННОГО ПОДЧИНЕНИЯ ЕЙ в делах религии. Получается нечто психически невозможное. КЛИР, ЗАХВАТИВ ПРАВА НЕПОГРЕШИМОСТИ, ТРЕБУЕТ ОТ МИРЯН ПАССИВНОЙ ЕМУ ПОДЧИНЕННОСТИ, между тем последние не могут ни признать клир непогрешимым, ни подчиниться ему без свободной критики, БЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИСКАНИЯ ИСТИНЫ. Раз допущена СВОБОДА МНЕНИЙ НАРОДА, КОТОРОЙ ТАК НЕ ЛЮБЯТ ЕРЕТИКИ, то ореол клира снисходит с небесной высоты и ОБЕ ЧАСТИ ЦЕРКВИ – КЛИР И МИРЯНЕ СТАНОВЯТСЯ РАВНОЦЕННЫМИ…
Если миряне равноценны с клиром в Теле Церковном, как обуславливающие друг другом жизнь ЦЕРКОВНОГО ОРГАНИЗМА, то народ, разумеется, должен быть активным, сознательным началом в Церкви.
Вселенский учитель считает ПРЕСТУПЛЕНИЕМ СО СТОРОНЫ КЛИРА МЕШАТЬ ПРОЯВЛЕНИЮ АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НАРОДА НА ЦЕРКОВЬ: «В Церкви нет ни высокомерия начальствующих, ни раболепства подчиненных, а есть ВЛАСТЬ ДУХОВНАЯ, которая НАХОДИТ ДЛЯ СЕБЯ БОЛЕЕ ВСЕГО ПРИОБРЕТЕНИЯ в том, ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ БОЛЬШЕ ТРУДОВ И ЗАБОТЫ о вас, А НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ИСКАТЬ БОЛЬШИХ ПОЧЕСТЕЙ. В Церкви должно жить, как в одном доме; как составляющие одно тело,- все должны быть расположены друг к другу, поскольку и Крещение одно, и Трапеза одна, и Источник один, и творение одно, и Отец один…
Итак, для чего же разделяемся, когда есть столько связей, нас соединяющих? Для чего разрываемся? Вот и опять принуждены оплакать то, о чем многократно я плакал. СЛЕЗ ДОСТОЙНО НАСТОЯЩЕЕ НАШЕ СОСТОЯНИЕ! Так далеко мы отторглись друг от друга, между тем как надлежало бы изображать собою союз одного Тела. Тогда бы и «меньший» мог приносить пользу «большему»… Если один не говорит полезного, пусть другой встанет и говорит… ХОТЯ БЫ ОН И БЫЛ МЕНЬШИЙ, НО ЕСЛИ ПРЕДЛАГАЕТ ЧТО-НИБУДЬ ПОЛЕЗНОЕ,- ПРЕДПОЧТИ ЕГО МНЕНИЕ, ХОТЯ БЫ ОН БЫЛ ДАЖЕ ПОСЛЕДНИЙ – не оставь без внимания… Не будем презирать тех, кто дает нам полезные советы, хотя бы они были из подчиненных, хотя бы из людей изких. Не будем непременно почитать достойным почтения то, что предлагаем сами, но то, что окажется полезным, это пусть и одобряется всеми».
Выходя из того принципа, что Церковь основывается на вере, а не вера на самом факте Церкви и что АВТОРИТЕТ КЛИРА ЗАВИСИТ НЕ ОТ НЕГО САМОГО, А ОТ ЦЕРКОВНОГО НАРОДА, святитель допускает самое широкое участие мирян в церковной жизни. По мнению святого отца, миряне недолжны отказываться от помощи клиру в его церковных делах, касаются ли они учительства или богослужения церковного. Простой МИРЯНИН НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ПРАВА ЗАМКНУТЬСЯ В СЕБЕ, ЖИТЬ ТОЛЬКО СВОЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНЬЮ, ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ ЛИШЬ ИНДИВИДУАЛЬНОМ СПАСЕНИИ…
«Господь хочет, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ХРИСТИАНИН БЫЛ ДЛЯ ВСЕЛЕННОЙ УЧИТЕЛЕМ, ЗАКВАСКОЮ, СВЕТОМ И СОЛИЮ. А что значит свет? Жизнь светла, не имеющая в себе ничего темного. Свет не себе полезен, равно как и соль и закваска, но приносит пользу другим,- пишет Святитель,- НЕ СКАЖИ САМ СЕБЕ: Я ЧЕЛОВЕК МИРСКОЙ, ИМЕЮ ЖЕНУ И ДЕТЕЙ, ЭТО ДЕЛО СВЯЩЕННИКОВ, ДЕЛО МОНАХОВ. Ведь самарянин тот не сказал: где теперь священники? Где теперь фарисеи? Где учители иудейские? Нет, он, как будто нашедши самую великую ловитву, так и схватился за добычу. Что может сравниться с этим? Чего не может сделать пост, ни лежания на земле, ни всенощные бдения, ни другое что-либо, то делает спасение брата…
ИСКАТЬ ПОЛЕЗНОГО ДЛЯ ОБЩЕСТВА,- ВОТ ПРАВИЛО СОВЕРШЕННЕЙШЕГО ХРИСТИАНСТВА, ВОТ ТОЧНОЕ ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ, ВОТ ВЕРХ СОВЕРШЕНСТВА! Это выражает и апостол словами: «…Яко же и аз Христу…». НИЧЕМ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ СТОЛЬКО ПОДРАЖАТЬ ХРИСТУ, КАК ПОПЕЧЕНИЕМ О БЛИЖНИХ; постишься ли ты, спишь ли на земле, изнуряешь ли себя, но ЕСЛИ ТЫ НЕ ПЕЧЕШЬСЯ О БЛИЖНЕМ, ТО НЕ ДЕЛАЕШЬ НИЧЕГО ВАЖНОГО, и при всем том еще далеко отстоишь от образца».
Святитель с особенною настойчивостью опровергает все доказательства, приводимые мирЯнами в пользу своей пассивности в жизни церковной: «НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЙТЕ ВСЕГО УЧИТЕЛЯМ, НЕ ВОЗЛАГАЙТЕ ВСЕГО НА ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ; И ВЫ МОЖЕТЕ НАЗИДАТЬ ДРУГ ДРУГА».
Пастыри Церкви не взяли в свое исключительное «обладание» верою и разумом церковного стада. «В ЦЕРКВИ,- по мысли святителя Иоанна Златоуста,- ДОЛЖНО ГОСПОДСТВОВАТЬ СВОБОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТИНЫ… В силу этого МИРЯНИН ИМЕЕТ ТАКОЕ ЖЕ ПРАВО НА УЧИТЕЛЬСТВО В ЦЕРКВИ, КАК И ИЕРАРХИЯ…».
Вследствие неимения наставника, способного разъяснить недоумения, МИРЯНИНУ ДОЛЖНО САМОМУ НАПРЯГАТЬ СВОЙ УМ К ПОЗНАНИЮ ИСТИНЫ И ПРОСИТЬ ОТКРОВЕНИЯ У БОГА.
НЕЛЬЗЯ МИРЯНИНУ РАССЧИТЫВАТЬ НА ГОТОВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ВЛАГАЕМОЕ ЕМУ СВЯЩЕННИКОМ. Мирянин должен сам его выработать при помощи тщательного изучения Священного Писания, этой «великой защиты от грехов, ереси и развратной жизни».
Народ церковный не имеет права БЕЗСОЗНАТЕЛЬНО принимать учения, хотя бы последнее преподавалось людьми, принадлежащими к церковной иерархии. Иначе получается вера в авторитет лиц проповедующих известное учение, а не самое содержание учения. Церковная жизнь при таком положении дел естественно замирает. Народ со своей стороны не вносит никакого приращения к церковному Телу, а клир, замкнутый в себе, не живет соками церковного Тела и отпадает от него, как засохшая ветвь от древа живого.
(К чему привела «вера в авторитет лиц проповедующих известное учение, а не самое содержание учения», мы с вами прекрасно знаем. Миллиарды людей отпали от Церкви и погибли для вечной жизни, последовав за авторитетами; Малая Азия за Несторием, Египет за Диоскором (прикрывавшемся и спекулировавшем на имени свт. Кирилла Александрийского), и наконец, весь Запад за авторитетом «непогрешимого» папы (прим. м. Варсанофий)).
Святитель особенно энергично восстает против пассивности народа В ДОКТРИНАЛЬНОЙ СТОРОНЕ ХРИСТИАНСТВА и приветствует деятельное участие его В ХРАНЕНИИ И ЗАЩИТЕ ИСТИННОГО УЧЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО. Ведь клирики тоже люди со слабостями и немощами, следовательно, НЕЛЬЗЯ ПРИЗНАВАТЬ ИХ НЕПОГРЕШИМЫМИ И С ДЕТСКОЙ ДОВЕРЧИВОСТЬЮ ПРИНИМАТЬ ИХ УЧЕНИЕ КАК НЕБЕСНОЕ ОТКРОВЕНИЕ.
«Я пришел радоваться вашим добродетелям,- говорит Святитель,- я слышал, КАК ВЫ БОРОЛИСЬ С ЕРЕТИКАМИ И УКОРЯЛИ ИХ в неправильном совершении Крещения. Напрасно ли я говорил, что чистая жена в отсутствии мужа отвергает прелюбодеев, В ОТСУТСТВИИ ПАСТЫРЯ ПРОГОНЯЕТ ВОЛКОВ, что без кормчего пловцы спасли корабль, без вождя воины одержали победу, без учителя ученики сделали успехи, без отца сыновья укрепились.
И вот везде зеленеют колосья: столько овец, и нигде – волка; столько колосьев, и нигде – терний, сколько винограда, и нигде – лисицы! Хищные звери потонули, и волки разбежались. КТО ПРОГНАЛ ИХ? НЕ Я, ПАСТЫРЬ, НО ВЫ, ОВЦЫ. О, ДОБЛЕСТЬ ОВЕЦ! В ОТСУТСТВИИ ПАСТЫРЯ ОНИ ПРОГНАЛИ ВОЛКОВ». Так восторженно приветствует Святитель свою паству за то, что она НЕ ПОСМОТРЕЛА НА ВЫСОКОЕ ДОСТОИНСТВО ИЕРАРХОВ, ПРОПОВЕДУЮЩИХ ЕРЕТИЧЕСКИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ и производящих нестроения в Церкви; не пошла слепо за ними, отождествляя проповедника с его учением, но критически отнеслась к его возбуждающим речам».
То же самое, что новомученик Михаил Новоселов говорит о безрассудном подчинении иерархии, можно сказать и о безрассудном принятии авторитетов всякого рода современных «богословов». Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ в свое время хорошо писал о многих таких представителях схоластического «богословия»: «Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земли! Науки есть. АКАДЕМИИ ЕСТЬ, ЕСТЬ КАНДИДАТЫ, МАГИСТРЫ, ДОКТОРА БОГОСЛОВИЯ (ПРАВО – СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО); эти степени даются людям… Случись с этим «богословом» какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я ВСТРЕЧАЛ ТАКИХ – ДОКТОР БОГОСЛОВИЯ, А СОМНЕВАЕТСЯ БЫЛ ЛИ НА ЗЕМЛЕ ХРИСТОС, НЕ ВЫДУМКА ЛИ ЭТО… подобная мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!»
(В истории Церкви описано множество случаев, когда своим стоянием в истине народ церковный отстаивал правду Божию, в то время, как иерархия либо впадала в ересь, либо не могла осуществлять свою деятельность по тем или иным причинам. Кто отстоял истинное Православие во время обновленческого раскола? Именно народ церковный! Благочестивые миряне не последовали за волками в овечьих одеждах, а выразили свою поддержку Святейшему Патриарху Тихону, находившемуся в заточении.
Всем хорошо известен и другой знаменательный случай, когда в 1923 году, по требованию богоборческих властей, Святейший Патриарх Тихон согласился на введение в Церкви нового, григорианского календаря. И тогда именно народ Божий воспротивился проведению календарной реформы. Простые верующие люди встали на защиту церковной традиции и отстояли веру Православную и свою богоданную свободу. Святитель Тихон писал по этому поводу: «По учению Православной Церкви, ХРАНИТЕЛЯМИ ЧИСТОТЫ ВЕРЫ и отеческих преданий ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ЦЕРКВИ И НЕ ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ ТОЛЬКО во всей своей совокупности, НО ВСЕ ТЕЛО ЦЕРКВИ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И ВЕРУЮЩИЙ НАРОД, которому также принадлежат известные права и голос в церковных делах. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ОТДЕЛЬНОЙ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ И ПАТРИАРХ Всероссийский, в частности,- НЕ РИМСКИЙ ПАПА, пользующийся неограниченной и безпредельной властью; ОН НЕ МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ НАРОДОМ БОЖИИМ ТИРАНИЧЕСКИ, НЕ СПРАШИВАЯ ЕГО СОГЛАСИЯ и не считаясь с его религиозной совестью, с его верованиями, обыкновениями, навыками».
Святой новомученик Михаил Новоселов говорит: «В Церкви Христовой нет того кощунственного, богохульного, противохристианского и безнравственного начала, что называется авторитетом в вопросах совести и веры» (В.П.Филимонов)).

В вопросах веры авторитет один – Истина. Исходя из всего выше сказанного Святителем Иоанном Златоустом и новомучеником Михаилом Новоселовым можно сделать один простой вывод: КАЖДЫЙ ИЗ НАС, кто бы он ни был по своему духовному званию, положению и уровню, ДОЛЖЕН УЧАВСТВОВАТЬ В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ. А также, КАЖДЫЙ ИЗ НАС НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за все, что происходит в Церкви. Никто не может сказать: «Это там, в Москве патриарх молится с латинянами в храме Христа Спасителя. Это там, в Гаване была встреча и подписана какая-то там «Декларация»; я не ничего не понимаю в этих вопросах, это дело епископов, священников и богословов. Это там, где-то в ОВЦС, митрополит Иларион Алфеев признает все «таинства» у еретиков латинян. Это там, в Ижевске, митрополит Викторин признает Аллаха богом, дает ему обеты и приносит ему подарки в мечеть. Это все где-то там, далеко. А здесь, на Камчатке или во Владивостоке, у нас епископ не экуменист, он служить с папистами не будет, можно жить спокойно, дела патриарха и других епископов нас не касаются».
Касаются, еще как касаются. Церковь – это ЖИВОЙ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ, состоящий из всех нас. Каждый из нас – это живая клеточка ЖИВОГО ОРГАНИЗМА ЦЕРКВИ. Болеет один член – болеет весь организм, и каждый член организма должен проявить живое участие в деле выздоровления всего церковного организма.
Если у тебя, как ты говоришь, епископ православный, не экуменист, так поезжай к нему, возьми с собой еще других священников и мирян, обеспокоенных положением дел в Церкви, поговори, уговори, пусть действуют, пусть договариваются с другими, не равнодушными епископами. Они имеет от Бога законную каноническую власть решить и вязать. Но и им, как человекам нужна поддержка народа. Убедите их, что в случае, если обнаглевшие от безнаказанности патриархийные еретики устроят над ними расправу, «запретят» их незаконным запретом, то вы их не оставите, как не оставила сербская паства своего владыку исповедника Артемия Рашне-Пришненского.
Кто хочет действовать, тому совесть подскажет, что надо делать. А кто хочет жить спокойно и безмятежно, мол «пусть другие тянут змею из норы», такой всегда найдет себе оправдание. Но только оправдает ли его Бог? Конечно, при всем этом мы должны действовать с большим смирением и любовью; не забывать никогда главную черту, по которой отличаются ученики Христовы: «По тому все узнают, что вы Мои ученики, если любовь будете иметь между собою». При всей нашей ревности о чистоте веры ни в коем случае мы не должны допускать никакой дерзости в отношении епископа или священника, уважать тот священный сан, которым почтен человек, уважать самого человека, как образ Божий, не смотреть на епископат и священство, как на какой-то противоположный враждебный лагерь. Никто не отрезает руку, если у него попала заноза и загноился палец на руке; и если заболел зуб, никто не вырывает челюсть и не отрезает голову. Это мы говорим о тех, кто сразу всю Русскую Православную Церковь (и не только Русскую, но и все Поместные Церкви) «отсекает» от своей «супер истинной» и «супер православной» «церкви».

Святая Гора Афон. 29 апреля 2018 года. Девяти мучеников кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фамвасия и Филимона.

Грешный монах Варсанофий Богославский.

Источник https://vk.com/wall451801315_464

0

"Грядут большие перемены"