Протоиерей Всеволод Чаплин: О традициях отпевания и погребения

Сразу после наступления смертного часа попросите знакомых священников или православных мирян помолиться о скончавшемся. Не грех послать такую просьбу и электронной почтой, и смской. Если получится, можно попросить о панихиде либо о заупокойной литии (более краткая молитва) в храме, с общиной которого вы связаны. Если священник на месте, вам никогда не откажут.

 

Далее надо подумать о церковном погребении, которое в обиходе называют отпеванием. Этой службой Церковь провожает душу умершего в иной мир. Во время неё читается особая разрешительная молитва: священник просит Господа простить грехи, в которых почивший «сердцем сокрушённым покаялся», и освобождает его душу от вины за них. Листок с текстом этой молитвы вкладывается в руку усопшего.

Читаются или поются над гробом и вот такие вдохновенные слова, сложенные в XVIII веке святым Иоанном Дамаскиным: «Где к миру пристрастие? Где о мимолётном мечтание? Где золото и серебро? Где слуг множество и суета? Всё прах, всё пепел, всё тень. Но давайте возгласим бессмертному Царю: «Господи, вечных Твоих благ удостой преставившегося от нас, даруя ему покой в нестареющем блаженстве Твоём»!

Отпевание совершается на третий день с даты кончины – например, если она последовала 15 сентября, это богослужение должно происходить 17-го числа. Лучше всего привезти тело усопшего в храм – причём в тот, куда он при жизни ходил. Иногда можно оставить там тело и с вечера, попросив, чтобы над гробом, по церковной традиции, читали Псалтирь. В руки усопшего влагается крест, а перед ним ставится маленькая икона.

Понятно, что работники больниц и похоронных служб часто предлагают «не париться» и совершить отпевание в морге, на кладбище или в кладбищенской церкви. Первый и второй варианты могут кончиться с мистической точки зрения плохо. Подчас в моргах и на кладбищах отпевают мошенники, не имеющие священного сана. В храмах при кладбищах священники канонические, но, скажем прямо, отпевания там часто поставлены «на поток» и могут представлять из себя сильно сокращённую службу над несколькими гробами сразу, при обилии членов разных семей.

Не стоит бояться пробок и дополнительных сложностей при перевозке тела. Лучше всего привезти останки усопшего в храм, где его знали, пригласить на отпевание всех родственников, друзей и знакомых.

В крайнем случае возможно «заочное» отпевание – священник молится в храме за усопшего в отсутствие его тела. Листок с разрешительной молитвой в этом варианте родственники вкладывают в руку усопшего сами или закапывают в могилу. Впрочем, если в советское время «заочные» отпевания были обычным делом из-за малого количества храмов, сегодня эту практику мало что оправдывает. Нужно помнить: не скорбь и плач, не поминки и речи, не венки и памятники, а именно молитва – главное, что мы можем сделать для усопшего. И очень важно пригласить на такую молитву всех, кто его любил.

Церковь с почтением относится к телу почившего человека, а потому не приветствует кремации. Однако в документе «О христианском погребении усопших», принятом Синодом в 2015 году, говорится: «Когда <…> погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя её, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле».

Лучше всего договориться об отпевании, придя или позвонив в храм. Электронные послания в некоторых приходах читают не каждый день, а в данном случае время, увы, идёт быстро. Можно поинтересоваться и примерной суммой пожертвования – благодарности достоин труд не только священника, но и певчих, которые обычно ожидают вознаграждения. И, конечно, стоит в память об усопшем поддержать церковную общину, в которую он входил, помочь неимущим, с этой общиной связанным. Бедного человека батюшка, конечно же, отпоёт и без всякого пожертвования. Однако не стоит удивляться, если он сам и будет петь.

Прощание с усопшим при отпевании в храме обычно совершается тут же, после чего гроб заколачивается. Впрочем, если часть людей придёт прощаться в ритуальный зал или на кладбище, можно договориться о том, чтобы гроб не закрывали напрочь, и его можно было открыть ещё раз.

Иногда, если у священника есть возможность, можно пригласить его на кладбище для совершения заупокойной литии над могилой после похорон.

Стоит договориться о совершении в храме панихиды или литии на 9-й и 40-й день со дня кончины близкого вам человека. В девятый день, как и в третий, душа приходит на поклонение к Богу, а в сороковой определяется её участь до Страшного суда. Поминовение обычно совершается каждый день в течение сорокадневного периода. В тех храмах, где ежедневно служат литургию, может быть совершён сорокоуст – поминовение сорок раз, с выниманием за усопшего частицы из просфоры, которая в конце службы погружается в чашу с Кровью Христовой со словами: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Договариваться о поминовении и совершении панихиды стоит в каждую годовщину смерти дорогого вам человека. Хорошо подать в храме записку о упокоении усопшего в родительскую субботу, да и вообще почти в любой день – кроме Пасхи и Светлой седмицы.

Поминальная трапеза должны быть скромной, целомудренной, без праздных разговоров. Постепенно возвращается традиция отказа от употребления за такой трапезой крепких напитков – этот странный обычай возник относительно недавно, в советские годы. Иногда можно устроить поминки в церковной трапезной. В православной традиции принято в память об усопших накормить нуждающихся с просьбой молиться о нём.

https://helpcase.ru/articles/pravoslavnye-traditsii-chto-nuzhno-znat-ob-otpevanii-i-pominovenii-usopshih

Источник: https://vk.com/wall352520495_53177

0

"Грядут большие перемены"