Святитель Киприан Карфагенский

Рассмотрим самое примечательное из его жития, оно очень актуально. Он до 46 лет был язычником успешным и богатым ритором и адвокатом, познакомившись с трудами Тертулиана внутренне уверовал во Христа, но разум его обманчиво считал, что жизни христианской высоконравственной ему не восприять т.к. он уже укоренился в греховной. И тут вот какие уже у нас мысли. Часто мне приходится слышать, что мол меня привел к вере непосредственно или через лекции, книги такой-то иерей или богослов, а посему даже если он как вы убеждаете в ереси или расколе мне он ближе чем вы. Постойте, но свт. Киприан пережил человека чьи труды привели его к Богу - Тертулиана последний закончил жизнь в ереси монтанистской, но свт. Киприан отринул это заблуждение и остался верным Православию. И таких примеров много в истории Церкви. Говорят также что мол мы люди советские нам не измениться или т.п. и это тоже ложь доказанная свт. Киприаном и всей его жизнью. И еще мысль, - разум часто дает неправильные советы, не имея ввиду Всемогущую благодать Божию и поэтому голые умствования не ведающие благодати отвращают от Истины.
Интересно как святитель глубинно видел ложь язычества: "Еще будучи язычником, он с прискорбием смотрел на несправедливости и притеснения со стороны судей, на обманы и ссоры между частными лицами; еще будучи язычником, он сознавал, что знатность, честь и богатство, которые кажутся многим так заманчивыми и обольстительными, на самом деле наполняют душу только пустыми и мучительными опасениями и тревогами. Все это привело Киприана к убеждению, что в язычестве спастись нельзя, что языческая религия не может дать человеку мира душевного и не может заслуживать ни малейшего внимания сравнительно с религиею христианскою".
Киприана подобные мысли и собственное покаяние привели ко смирению, и тогда он обратился для разрешения своих сомнений к одному карфагенскому пресвитеру, по имени Цецилию. Цецилий успел убедить Киприана в крайней нелепости языческого многобожия и в том, что самые злые наклонности человека могут измениться по действию всесильной благодати Божией. И Киприан твердо решил стать христианином, что и явил в обязательный длительный период оглашения перед принятием Крещения. Он настолько духовно преуспевал в кротости, милосердии любви ко своему иерею Цецилию в доме которого жил раздавая свое богатое имущество, что когда стал вопрос о выборе иерея народ сам (как это веками было принято) просил себе во пресвитера, а еще через год и во епископа Киприана.
Человек прежде знакомый со славой и властью и внутренне отрекшийся от сочувствия им воспринял эти саны с великой рачительностью к делу наведения порядка в Доме Божием. Не своего он искал в сане, но Божьего и только Божьего, а не властвовал чтобы властвовать, наслаждаясь своим "избранничеством" с "высоты" обозревая "низы" как красноречиво выразился п.Кирилл Г.
Вот что говорит свт. Киприан о настоящей власти: "Какое могущество, какая сила Духа! Кто очистился и пребывает чистым, тот не только сам себя сохраняет от мирских соблазнов, не только не уловляется никакою сетью нападающего на него врага, но и укрепляется в своих силах до того, что над всем воинством противника господствует как повелитель".
Чем занимался Киприан после крещения?
"Главнейшими занятиями святого Киприана после крещения были молитва и чтение Священного Писания. Оказывая дела милости и благотворя всем нуждающимся, Киприан не мог не питать особенной любви и благодарности к наставнику своему, пресвитеру Цецилию, открывшему ему тайны веры христианской и способствовавшему обращению его в христианство. И пресвитер Цецилий, видя в Киприане столько преданности и расположения к себе, пред смертью своею, кроме него, не нашел никого иного, кому мог бы с большею уверенностью и надеждою поручить попечение и заботы над оставшимся семейством своим".
В сане епископа Киприан обратил свое внимание прежде всего на благоустроение церковное. Следует заметить, что в то время было немало христиан, которые только именовали себя христианами, а в действительности проводили жизнь, недостойную истинного христианина. Так как гонения от язычников на христиан прекратились уже давно, и Церковь наслаждалась почти сорокалетним миром, то некоторые христиане легкомысленно дозволяли себе отступления от строгих христианских обычаев. Вот как сам Киприан описывает нравственные недостатки его времени:
«Каждый заботился об умножении собственности. В иереях не было ожидаемого по их обету благочестия, в служителях (клириках) не было чистой веры, в делах – милосердия, в нравах – благоустройства.Многие христиане не хранили твердо истин веры Христовой и отступали от Христа. Допускались часто безрассудные клятвы, презрение и непослушание предстоятелям, злословие и взаимная вражда». Ввиду всего этого святому Киприану в сане епископа пришлось весьма много потрудиться на пользу внутреннего благоустроения Церкви". Конечно не всем это нравилось и заметьте падение нравов в период отсутствия гонений — это устойчивая уловка дьявола.
Вот что о святителе говорит диакон Понтий: «Какое у него было благочестие! Какая бдительность! Какое милосердие! Какая строгость! Столько святости и благодати изливалось из уст его, что он приводил в изумление всех, видевших его». Его совета искали и предстоятели других Церквей, так
епископ просил совета по поводу оскорбления, причиненного ему неким диаконом. Киприан отвечал:
"Если диакон и впредь будет ослушиваться тебя и оскорблять тебя, ты можешь, по праву своей власти, или лишить его сана, или отлучить от общения; однако, – прибавлял он, – мы более желаем, чтобы ты прикрывал обиды и оскорбления кротким терпением, нежели наказывал священною властью". Не оправдывал он лицедеев и отвращая их от сего дела предлагал на время материальную помощь, этого способа помощи не видно ныне в Церкви.
Но вот разразилось гонение имп. Декия. "Вскоре же после вступления на престол сей нечестивый император издал указ, по которому все христиане принуждались к принятию языческой религии и к принесению жертв богам". Свт. Киприан видев прежде откровение об этом удалился и из тайного места управлял паствой, да, да и так можно, вот как он пояснил сей поступок: «Первая степень победы состоит в том, чтобы исповедывать Господа после взятия руками язычников. Вторая степень славы состоит в том, чтобы благоразумным удалением спасти себя для Господа. Одна есть – всенародное исповедание, другая – частное. Одна побеждает гражданского судию, другая – благоприятнее Богу, как Судии, ибо поддерживает чистую совесть в непорочности сердца. В одном случае обнаруживается более живая твердость, в другом – более уверенная осторожность. Один, когда приближается час его, оказывается уже созревшим для смерти, для другого, быть может, она отсрочена, – для того, например, который, оставив свое наследие, удалился по той именно причине, чтобы ему не отпасть, но несомненно исповедывал бы себя христианином, если бы и он был также взят (язычниками)». Диакон Понтий, замечает: «Представим себе, что он (Киприан) тогда (т.е. тогда, когда бы не скрылся из Карфагена) удостоился мученической кончины... Кто бы научил падших покаянию, еретиков – истине, расколоучителей – единству, чад Божиих – сохранению мира и молитве?»
Многие тогда приняли мученические венцы, но были и те которые думая, что не отрекаются отреклись от Бога такими действиями:
1. "приносили жертвы", внутри себя считая православными
2. "курили ладан идолам", внутри себя считая православными,
3. "за деньги покупали у градоначальников записки, в которых означалось, что они приносили жертвы идолам и отреклись от Христа, хотя этого не было на самом деле". Ныне это отречение официально дозволено в Церкви ведь по мысли Священного Синода от 7 марта 2000 года, затем перекочевал в решение VII Пленума Богословской комиссии 2001 года, и, наконец, как бы окончательно утвердился в решении Архиерейского собора: «Никакой внешний знак не повредит духовному здоровью человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». Но мало кто считал, что изменил Христу, они как ап. Петр некогда считали, что просто СКРЫЛИ свою внутреннюю веру, но Христос называет это отречением и предательством! Тогда как нам ныне относится к Архиерейскому Собору и его решениям?
И вот что писал об этом святитель: «Скорблю, скорблю, братия, с вами, и болезнь моя не облегчается моею сохранностью и моим собственным здравием; как пастырь, я уязвлен ударом, нанесенным моему стаду. С каждым из вас соединено мое сердце, с каждым я болею и умираю! Ударами жестокого врага поражено и мое тело! И мою душу прошло оружие! Мое сердце, удаленное и свободное от гонения, не осталось в покое; любовь поразила меня, когда поражены мои братья»
Многие отпавшие считали себя невиновными в отречении от Бога и требовали допустить их к Таинствам, святитель был против поспешности и требовал сперва тщательного расследования в каждом отдельном случае, это возмутило многих, но Киприан был непреклонен.
Также архиерей Божий составил комиссию по исследованию лиц к возведению в иерархические должности, но тут восстал некто Фелициссим, мирянин, пресвитер Новат и четыре пресвитера, опасавшиеся справедливого суда Киприана над собою. Они устроили бунт против епископа. Поэтому, когда слышите, что кто-то возмущен действиями иерарха и даже когда эти возмущения бывают справедливы очень часто к этому примешиваются скрытые личные амбиции и подсудность возмущенного и надо уразумевать по истине идет противление священнослужителю или из меркантильных интересов. Святитель предупреждает: "не внимайте легковерно обманчивым словам, не избирайте вместо света – тьму, … вместо лекарства – яд, вместо здоровья – смерть... Не принесут нам мира те, которые сами не имеют мира…". Трогательны его увещевания: "Я каждодневно изливаю за вас постоянные молитвы пред Господом; я желаю воссоединить вас с Церковью; я только прошу у Бога прежде мира Матери (Церкви), а потом уже ее чадам. Соедините с моими молитвами и молениями ваши молитвы, с моим плачем ваши слезы"
"Вскоре же после возвращения в Карфаген Киприан председательствовал на сем (Карфогенском)соборе, который подверг рассмотрению два вопроса: о расколе Фелициссима и о допущении падших к общению с верными.
Отцы собора после многих и долгих рассуждений единодушно постановили, что падшим не должно отказывать в общении с Церковью, чтобы они не отчаялись в милосердии Божием и не стали жить по-язычески, но что и не должно преждевременно допускать их к общению – что соединению их с Церковью должны предшествовать продолжительное покаяние, молитва Богу, соединенная со слезами, и исследование нравственного состояния каждого из них. При этом по различию падших были назначены и различные степени покаяния. Фелициссим же и его единомышленники, как возмутившиеся против власти епископа, были отлучены от Церкви.
Однако враги Киприана не успокоились. Пресвитер Новат вскоре отправился в Рим и здесь, изменив Филициссиму, присоединился к партии Новациана, вследствие чего произвел многие смуты как в римской, так и в карфагенской церквах. Фелициссим же вместе со своими единомышленниками через год произвел новое возмущение против святителя Божия Киприана.
Новациан начал распространять в Риме лжеучение, утверждая, что падших ни в каком случае не следует принимать в общение, хотя бы они и приносили покаяние; вместе с тем, Новациан сделал попытку предвосхитить честь епископства у законно избранного в епископы пресвитера римского Корнилия. Благодаря содействию Новата, прибывшего в Рим, Новациану удалось побудить трех италийских епископов к совершению над ним рукоположения во епископа.
Святой Киприан с истинно христианскою мудростью старался пресечь в самом корне все церковные раздоры и волнения. Киприан известил окружным посланием африканских епископов о законном поставлении во епископы Корнилия и о незаконных действиях Новациана. Святитель Божий не переставал внушать всем ту истину, что там, где законно избран и рукоположен один епископ, нельзя поставлять другого епископа, и убеждал возмутителей мира церковного оставить гибельный раздор и споры и возвратиться в лоно единой истинной Церкви вселенской. Для предохранения же верующих от соблазна расколоучителей Новациана и Фелициссима, святой Киприан написал книгу «О единстве Церкви».
Эти мысли кране актуальны по злокозненным действиям лжепатриарха Варфоломея который на Киевскую кафедру где законно рукоположен митрополит ставит новых епископов эти действия носят раскольнический характер.
Много и иного славного совершил святитель это и серия очень важных Карфогенских Соборов признанных всей полнотой Церкви и многая борьба с раскольниками разных мастей, и милосердное служение ближним при эпидемии моровой язвы, выкуп пленных …
Когда обвиняли христиан в вине гнева богов в виде моровой язвы, святитель мудро отвечал: «Бедствия мира имеют свою причину в развращении людей; эти бедствия предсказаны пророками, как наказания за пороки, которые особенно распространены среди язычников и которые сами по себе всегда разрушают благосостояние народов, как и отдельных лиц. Языческие боги, не могут сами защищать себя, и тем явно доказывают свою зависимость от христиан, когда изгоняются из людей христианами; мы, христиане, хотя также подвергаемся внешним бедствиям, но при безропотном перенесении их и надежде на будущую жизнь, мы не страдаем от несчастий».
Началось новое гонение на христиан при имп. Валериане и тут уже свт. Киприан смело пошел на суд и смерть, он никого не выдал, но сам с радостью и благодарением Богу принял весть о скором своем отшествии через казнь. Сама его паства выдавала себя желая с ним умереть, но пока язычникам (так ныне плачущим что их силой крестили на Руси) требовалась смерть сперва лишь иерархов.
Перед смертью у святого был год к завершению всех дел он много написал "богомудрых творений; всех, кто приходил к нему для душеспасительной беседы, он поучал, прося всех быть твердыми в вере, не страшиться угроз мучителей и страданий за исповедание имени Христова; он увещевал христиан не привязываться к временным и скоропреходящим утехам жизни сей, но искать жизни вечной".
Перед самой казнью "было великое смятение в народе. Между тем Киприан был отведен на место казни. Сюда же последовали за святителем Божиим и христиане, проливавшие слезы при виде пастыря, ведомого на смерть. Придя к назначенному месту, святитель Божий снял с себя верхнюю одежду, преклонил колена и начал молиться Богу. Помолившись достаточное время, священномученик Христов преподал всем мир и благословение и приказал своим друзьям дать палачу двадцать пять златниц, совершая и при смерти благодеяние; затем, завязал себе убрусом (полотенцем) глаза, а руки отдал связать стоявшим подле него пресвитеру и иподиакону. Между тем некоторые из христиан постилали пред святителем платки и убрусы, дабы воспринять на них кровь священномученика Христова, как некое драгоценное сокровище. Наконец, святитель Божий преклонил главу свою и был усечен мечом.
Так окончил жизнь свою святитель Божий, пострадав во славу Христа, Бога нашего."
Вот пример как нынешним архиереям, так и вообще всем священнослужителям, премного полезного подчерпнут в его житии и миряне.
Молитвами священномученика Киприана, Господи, спаси и помилуй нас.

Источник: https://vk.com/wall138064177_59933

0

"Грядут большие перемены"