Многие очень удивятся, но все самые строгие каноны по ереси и поминающим еретика архиерея сказаны ... ПРОТИВ ТЕХ, КТО ИСПОВЕДОВАЛ ЕРЕСЬ ПРЕЛЮБОДЕЙНУЮ

Многие очень удивятся, но все самые строгие каноны по ереси и поминающим еретика архиерея сказаны ... ПРОТИВ ТЕХ, КТО ИСПОВЕДОВАЛ ЕРЕСЬ ПРЕЛЮБОДЕЙНУЮ. Т.е. против тех, кто имеет жену или мужа ПРЕЛЮБОДЕЯ, таковых святой прп.Феодор называл ЕРЕТИКАМИ! Если мы будем настаивать на абсолютном их применении этих канонов мы будем просто ОБЯЗАННЫ применить их против тех ЕРЕТИКОВ, кто имеет жену или мужа ушедшего от законной супруга (супруги)!
О ПРЕЛЮБОДЕЙНОЙ ЕРЕСИ и БОРЬБА СВ. ФЕОДОРА СТУДИТА. Это полезно и важно знать, чтобы понять как применять каноны к поминающим еретика.
(По материалам: "Жизнь и подвиги преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена обители Студийской, описанные монахом Михаилом" // Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе Т. I (СПб., 1907) 67–118).

В 795 г. император Константин VI велел насильно постричь свою жену Марию и вступил во второй брак — со своей любовницей Феодотой. Хотя св. патриарх Тарасий осуждал этот беззаконный брак и отказался венчать его, но когда венчание совершил эконом Святой Софии — Великой церкви, главного храма Империи — пресвитер Иосиф, патриарх не осмелился выступить с протестом, не отлучил от Церкви императора с его новой женой и не подверг Иосифа никакому прещению. В глазах патриарха это был акт икономии — временного применения к обстоятельствам ради мира церковного, поскольку молодой император был очень своенравен и даже угрожал, что восстановит иконоборчество в случае, если патриарх будет порицать его новый брак. Но святые Платон и Феодор смотрели на дело иначе: они сочли, что патриарх, нарушая таким образом каноны, обнаруживает недостойную архипастыря слабость и угодливость перед властью и тем самым косвенно одобряет совершившееся беззаконие, что приведет к распространению подобного рода нарушений по всей Империи. В Саккудионе, а также в некоторых других обителях перестали поминать императора и патриарха; в личных беседах и переписке с разными людьми монахи высказывали свой взгляд на происшедшее. Вскоре протест их стал известен при дворе. Император обеспокоился и попытался примириться с ревнителями канонов, но безуспешно; ни к чему не привели ни подарки, ни угрозы. Между тем, родственники новой императрицы и придворные льстецы, а также и некоторые монахи и игумены, по-видимому, завидовавшие авторитету саккудионцев, клеветали на протестующих, будто бы Платоном и Феодором руководит не ревность о законе Божием, а тщеславие; их называли смутьянами и насмехались, что они «ставят себя наравне с Иоанном Предтечей».

В конце концов император решился на крутые меры: в феврале 797 г. Платон был посажен в заключение в Константинополе, а Феодора подвергли жестокому бичеванию и вместе с десятью монахами, в том числе родным его братом Иосифом, сослали в Солунь (Фессалоники), а остальных саккудионцев выгнали из монастыря, распорядившись, чтобы им нигде не давали приюта. Жители Солуни сочувствовали изгнанникам, поэтому ссылка была не такой тяжелой, как можно было бы ожидать; однако Феодор сильно тосковал о Платоне и скорбел о разлучении с ним.

Между тем, опасения ревнителей стали сбываться: прелюбодейный брак императора привел к упадку нравов по всей Империи, и многие начальники стали изгонять своих жен и вместо них брать других, в свое оправдания ссылаясь на императорский пример. Это, в свою очередь, породило общественное недовольство поведением Константина V и уронило его авторитет среди подданных; число сторонников оппозиции быстро росло. В середине августа 797 г. произошел дворцовый переворот: Константин был ослеплен и низложен, императрицей стала его мать св. Ирина, которая тут же приказала освободить всех заключенных по делу о прелюбодейном браке и содействовала их примирению с патриархом. Св. Тарасий оправдывался тем, что сам был противником беззакония, но лишь снисходил до времени по икономии; свв. Платон и Феодор приняли это объяснение, но всем было ясно, что победа была на их стороне.

Прошло несколько лет, и студитов постигли новые испытания. В 806 г. умер св. патриарх Тарасий, и император Никифор Геник решил вопросить епископов и игуменов монастырей, кого бы они хотели видеть новым патриархом. Однако когда большинство (во многом под влиянием св. Платона, к которому обращались за советом в этом деле) подало голос за св. Феодора Студита, император не захотел видеть патриархом человека с таким независимым характером и от себя предложил другую кандидатуру, которая и была одобрена епископатом. Патриархом стал св. Никифор, ранее бывший первым секретарем в придворной канцелярии, а затем несколько лет проведший в монастыре, хотя и не принимая пострига; таким образом, он был возведен в патриархи прямо из мирян (как и св. Тарасий), постригшись в монахи и за несколько дней пройдя все священные степени. Хотя Никифор был известен своим благочестием, умом и образованностью, однако, его рукоположение вызвало нарекания среди части монашествующих, которые опасались, что мирское прошлое сделает нового предстоятеля Церкви слишком податливым перед светской властью. Опасения оказались не напрасными: почти сразу после рукоположения нового патриарха император предложил ему по икономии возвратить священный сан эконому Иосифу, который оказал императору некоторые важные услуги государственного значения. Патриарх Никифор, хотя и против воли, согласился на этот шаг. Итак, Иосиф вновь стал служить в Великой церкви. Св. Феодор счел, что признать этот акт законным значило бы обратить в ничто все прошлые усилие и борьбу за соблюдение канонов. Поэтому студиты перестали общаться как с Иосифом, так и с патриархом, хотя и не прекращали поминать его; Феодор перестал являться во дворец; но открыто о своем протесте они не объявляли, ожидая, что со временем дело, быть может, как-то исправится. Такой молчаливый протест длился около двух лет, пока брат Феодора Иосиф, уже к тому времени архиепископ Солунский, не приехал в Константинополь по своим делам; он жил в Студийском монастыре, но в храм Св. Софии не являлся и не сослужил с патриархом. Это дошло до императора, и в ответ на вопрос посланных им придворных св. Иосиф ответил, что против императора и патриарха он ничего не имеет, но сослужить не будет, пока Иосиф остается в сане. Это вызвало раздражение и императора, и патриарха. В начале 809 г. в Великой церкви состоялся собор, на котором патриарх, правда, не присутствовал, куда были приведены под конвоем студиты Феодор, Платон, Иосиф и Калогир. За свой протест против нарушения канонов они были осуждены как якобы не признававшие «икономии святых», преданы анафеме и сосланы в заключение на Принцевы острова. Студийский монастырь был разогнан и все братия, ни один из которых не согласился предать своего игумена, были или сосланы в темницы, или изгнаны из Константинополя.

После этого собора св. Феодор стал считать своих противников еретиками, насаждавшими в Церкви «прелюбодейную» ересь, заключавшуюся в отрицании евангельских заповедей и канонов в угоду императорской власти. Об этом он писал в своих посланиях, расходившихся по всей Империи, и предсказывал, что за такое беззаконие Константинопольскую Церковь могут постигнуть великие бедствия. Ссылка студитов продолжалась до 811 г., когда император Никифор пошел в поход против болгар и был убит, причем еще до начала похода св. Феодор предсказал ему, что за ту церковную смуту, причиной которой он был, и нежелание исправить ее император «не возвратится тем путем, которым идет». Сын и соправитель Никифора Ставракий был тяжело ранен в том же походе и доставлен в Константинополь на носилках, а вскоре его свергли с престола; новым императором стал Михаил I Рангаве, который тут же вернул студитов из ссылки и стал убеждать патриарха примириться с ними. В конце концов примирение состоялось: патриарх признал несправедливыми прещения против студитов, а те взяли назад свои обвинения в ереси, с учетом того, что патриарх сложил вину на покойного императора, к воле которого он вынужден был применяться до времени, чтобы не вышло еще худшей беды для Церкви.


Все правила по господствующей ереси написанны против ереси ПРЕЛЮБОДЕЙНОЙ не иконоборческой! Отрицая ересь прелюбодейную отрицаются и все правила прп. Феодора.

Источник: https://vk.com/wall138064177_44600

0

"Грядут большие перемены"