Духовное родство отменяется?: Архиерейский Собор разрешил браки с еретиками и между крестными, «по благословению архиерея»

Архиерейский Собор, завершившийся в субботу в Москве, внес изменение в практику заключения браков между крестными отцом и матерью.
"Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея", - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в субботу на пресс-конференции, цитируя фрагмент постановления Собора.
Как пояснил при этом пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков, ранее браки между крестными во многих епархиях были запрещены правящими архиереями, и в ходе работы Собора на эту тему велась оживленная дискуссия. В частности, такая практика особенно не принималась украинскими архиереями, поэтому в формулировке постановления указано, что на подобный брак нужно брать благословение архиерея.
Добавим, что в Церкви всегда считалось духовное родство превыше телесного. В посланиях русских митрополитов, а также в старинных венечных памятях часто встречаются, чтобы "не женились и не венчались браки в кумовстве". 
В начале 19 века запреты распространялись на две степени духовного родства. Восприемнику запрещается брать в жёны воспринятую её мать "ежели которую восприемлет от Крещения, не может оную посеем пояти себе в жену, понеже еже есть ему дщерь, ниже мать ея" (П.С. 3т. XXXI № 24091). 
Однако в более позднюю синодальную эпоху начинается практиковаться послабление некоторых запретов браки в духовном родстве.
Отметим также, что данное нововведение было принято на Архиерейском Соборе 2017 г. в документе под названием "О канонических аспектах церковного брака", который помимо этого включает пункт (III): 
   "'Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей' (Основы социальной концепции, Х.2.).
   Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере.
   Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами".
Таким образом практикуемые и ранее канонические отступления в вопросах брака теперь возведены в норму.
0

"Грядут большие перемены"