О принятии еретиков без ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ вопрос, ставящий в тупик даже непоминающих отцов, пожалуйста разберитесь и поделитесь с другими.
Из принятия еретиков без ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ, а в исключительных случаях и в сущем сане, экуменистами (Алфеев, Гундяев, Варфоломей...) делается вполне еретический вывод, что мол у еретиков ЕСТЬ БЛАГОДАТЬ. Но это фатальная ошибка! Православное учение в том, что Бог Всемогущий восполняет безблагодатное еретическое или раскольническое "таинство" (т.е. форму) СВОЕЙ СПАСИТЕЛЬНОЙ БЛАГОДАТИЮ ТОЛЬКО в случае присоединения человека к Православной Церкви и именно в этот момент.

В качестве общепринятого до революции в нашем русском отечественном богословии мнения о различных степенях приема в лоно Православной Церкви неправославных, приведем слова свмч. Иллариона (Троицкого): “... Однако ариан при обращении к Церкви не крестили. Чем же был такой способ приема ариан в Церковь? Очевидно, он был лишь снисходительной церковной практикой и вовсе не был догматическим учением о том, будто ариане суть члены Вселенской единой Христовой Церкви, находящиеся лишь в видимом с нею разделении, и будто крещение, совершенное в арианской общине, было настоящим благодатным таинством. При явном еретичестве отлученного от Церкви общества, Церковь принимала его членов без нового крещения. Этот факт убеждает в том, что Древней Церкви была совершенно чужда мысль, будто некоторые от нее отлученные все же остаются в Христовой Церкви и сохраняют благодать Святого Духа. Принимая некоторых еретиков и раскольников без крещения, принимая даже их иерархов в священном сане, Кафолическая Церковь продолжала только себя считать единой Христовой Церковью, исключительною обладательницей благодатных даров Святого Духа, и ничуть не думала этой своей практикой объявлять кафаров, донатистов, ариан, несториан и прочих своими членами, имеющими спасительные дары Святого Духа. Понять иначе церковную практику в отношении обращающихся еретиков и раскольников, думается, совершенно невозможно.

Если бы в основе принятия еретиков без крещения лежала мысль о том, что они уже имеют благодатное крещение, то нужно было бы точно определить для всех отдельных Церквей обязательно, кто из еретиков имеет крещение, и кто не имеет. А этого-то и не было. Церковь допускала разнообразие практики по обстоятельствам места и времени, не разбираясь строго в догматическом учении еретиков. Получается совершенно немыслимый вывод: по обстоятельствам места и времени Церковь меняла догматическое учение о своем единстве. Такой вывод, безусловно, недопустим, и потому следует согласиться с предлагаемым выше объяснением церковной практики.

Это объяснение легко может быть воспринято, если только не смотреть на христианство лишь как на сумму догматических положений, а усматривать сущность христианства в церковной жизни. Здесь при действии благодати Святого Духа восполняются все человеческие недостатки и совершенный вне Церкви внешний обряд крещения может обратиться в благодатное таинство. Только при таком взгляде на догматический смысл церковной практики сохраняется истина единства Церкви...”.

В истории Церкви известны случаи даже принятия раскольничьих и еретических иерархов в сущем сане. И опять, это не означало вовсе признания благодатности иерархического строя вне Церкви, а означало то, что и вне Церкви сохраняется форма апостольского преемства. Имевшие место шаги церковной икономии вовсе не противоречат выраженной в 1 правиле свят. Василия Великого позиции церковной акривии (ακριβεια). Так, еще до святителя Василия, святитель Киприан Карфагенский, при всей его категорической строгости к раскольникам, как это видно и того же 79 правила, раскольников-епископов принимал в сущем сане, они “не лишались принятия в своих степенях” (τιμαις). Причина, которой обосновывался такой шаг — “споспешествование кафолическому единению (τη καθολικη ενοτητι γινεται προνοια)”. То есть это то, что принято называть церковной икономией (οικονομια).

Итак, тот или иной способ приема инославных в лоно Православной Церкви вовсе не означает признания в отпадших общинах “какой-либо благодати”, а указывает лишь на степень и глубину “отступления этого общества отучения и дисциплины Церкви”.

Источник: https://vk.com/wall138064177_55320

+1

"Грядут большие перемены"