Монах Варсанофий. ПЕРЕПИСКА С ДРУЗЬЯМИ (вторая)

ПЕРЕПИСКА С ДРУЗЬЯМИ

Виктор (имя изменено)

Еще, брат Варсанофий, отец говорил, чтобы не поминать Патриарха, должен состояться Архиерейский Собор который бы осудил Патриарха, за его деяния; а его нет. Ну а я думаю, его может и не быть вообще, если их там большинство поддерживают или бояться этого осуждения. А есть и такие, которые внедрены специально для уничтожения Православия на Руси! А как ты думаешь или Батюшка?

м. Варсанофий

Беда, брат Виктор в том, что никто из священников не хочет ни слушать, ни говорить на эту тему. Вот, даже такой близкий мне человек, не хочет ничего не послушать, ни прочитать, ни обсудить. Заладили одно и то же: РАСКОЛ, РАСКОЛ, РАСКОЛ. Как вороны. Пусть хоть Историю Церкви почитают, хотя бы того же Карташова "Вселенские Соборы". Пусть письма Василия Великого почитают.

Василий Великий, еще будучи чтецом РАЗОРВАЛ ЕВХАРИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ с епископом своим Дианием, которого очень любил и почитал за его кротость и прочие добродетели. Разорвал общение и уехал вообще к себе в пустынь. Кто осудил Диания, какой Собор? Никакой.

В одном из писем Василий Великий рассказывает историю своих отношений с Евстафием, епископом Севастийским. Тот был для него пример для подражания в молодости, и он благоговел пред ним. Когда Евстафий уклонился в арианство, Василий Великий несколько раз его увещевал по старой дружбе, и в письмах, и лично ездил два раза. Тот даже подписал Православное изложение веры, но потом снова уклонился к дружбе с еретиками. Епископ Феодор Никопольских, очень ревностный, даже РАЗОРВАЛ ОБЩЕНИЕ с Василием Великим за то, что тот находился в общении с Евстафием. Василию Великому пришлось объясняться перед епископом Феодором. Когда Евстафий второй раз уклонился в ересь, тогда Василий Великий открыто РАЗОРВАЛ ЕВХАРИСТИЧЕСКОЕ и всякое молитвенное общение с ним. Потом он в письме к епископу Феодору благодарит его за братское обличение и объясняет, почему он долго откладывал разрыв общения с Евстафием. Кто осудил на тот момент Евстафия, или Евсевия Кесарийского, или других арианствующих и полуарианствующих? Никто. Были на Западе, в Риме православные соборы, при участии святителя Афанасия Великого. Но они осудили лишь некоторых, самых яростных ариан. Но святые Василий Великий, Григорий Богослов, Амфилохий Икконийский, Евсевий Самосатский, и другие ревностные православные пастыри НЕ ВСТУПАЛИ В ОБЩЕНИЕ даже с неосужденными еретиками.

Дальше. При еретике Нестории, патриархе Константинопольском, сотни клириков и тысячи мирян РАЗОРВАЛИ С НИМ ОБЩЕНИЕ, и, прости за грубость, "плевали" на его прещения. Кто на тот момент осудил Нестория? Никто; он был осужден позже, на 3 Вселенском Соборе.

Другой случай. При преподобном Максиме Исповеднике все предстоятели церквей и епископы по трусости перед императором еретиком вступили в общение с еретиками монофелитами, патриархом Сергием Константинопольским и другими. А простой монах (он даже не был иеромонахом), по имени Максим НЕ ВСУПИЛ В ОБЩЕНИЕ ни с кем из них. И имя его СТАЛО БЕЗСМЕРТНЫМ и является лично для меня (а другие пусть выбирают сами, кому подражать) примером для подражания. Да и вообще, вся история Церкви, это СПЛОШНЫЕ РАЗРЫВЫ ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ святых отцов с еретиками.

Одна только разница, брат Виктор, что, по словам святителя Ионна Златоуста: "Но я вижу большое различие между тогдашними пастырями и современными. ТЕ БЫЛИ БОРЦЫ, А ЭТИ БЕГЛЕЦЫ".

Прости, может быть за некую резкость изложения, но устаешь слышать постоянно все одну и ту же песенку про "икономию" и боязнь РАСКОЛА.
Конечно, надо бояться раскола, и не меньше, чем ереси. Но это, в конце концов, не означает же, что надо ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ СОХРАНЯТЬ ЕДИНСТВО С ЕРЕТИКАМИ. Ведь не нужно иметь много ума для того, чтобы различить НАСТОЯЩИЙ РАСКОЛ, который по словам священномученика Киприана Карфагенского "не может быть смыт и мученической кровью", от БЛАГОЧЕСТВИВОГО РАЗДЕЛЕНИЯ С ЕРЕТИКАМИ, даже еще не осужденными (с осужденными у кого, вообще, мозги повернуться быть в общении?) Для этого различения не нужно заканчивать академий и писать докторских диссертаций; для этого нужно только иметь немного духовного чутья, духовной интуиции. Для этого только и нужно без всяких прижимок спросить свою совесть: "Нормально ли признавать еретика своим Первосвятителем?" Ну и почитать немного жития святых, того же святителя Дмитрия Ростовского. Вот, долго не думая, список житий: свт. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, прп. Феодосий Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный, Максим Исповедник, Феодор Студит. Читали эти жития наши архипастыри и пастыри? Если не читали, - пусть почитают. Прости меня брат и помолись обо мне грешном.
Многогрешный монах Варсанофий.

Источник: https://vk.com/wall451801315_488

0

"Грядут большие перемены"