Евангельское слово о пастырях ложных. Схимонах Епифаний (Чернов) - Александр

В церкви Божией над словесным стадом Христовым поставлены пастыри или духовные пастухи, дабы не только самим идти, но одновременно все духовное стадо с собою вести путем истины Христовой. Об этом нам вещает голос первоверховного апостола Петра: "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться. Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, - и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы" (1 Петр. 5, 1-4).
И как бы продолжая эту речь, первоверховный святой апостол Павел, в обращении к Церкви Вселенской говорит: "... Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28).
Высоко стоят пастыри. Они, возвышаясь над паствою, стоят на страже Христовой истины. Поэтому и святые апостолы увещевают пасомых: "Также и младшие, повинуйтесь пастырям; Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Петр. 5, 5). "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет ..." (Евр. 13, 17).
Все сказано об истинных пастырях, о тех, кто жизнь свою не щадят за спасение вверенного им стада: "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы !" (Иоан. 10, 11).
Пасомые подчиняются пастырям, - таков закон Христов. Но однако и сами они, несмотря на все уважение к пастырям и на подчиненность им, несмотря на общую Евангельскую заповедь: "не судите !", пасомым Самим Господом вменяется в нравственную обязанность крайняя духовная бдительность и рассудительность даже в отношении самих пастырей: по истинному пути они сами идут и все стадо словесное за собой ведут ?
Об этой крайней осторожности и смиренной духовной рассудительности говорит святой апостол Павел: "Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия" (Еф. 5, 15-17).
Заповедано: "Не судите", но одновременно с этим добавлено "не будьте(и) нерассудительны". Не осуждайте ближнего, а в нашем случае - старшего, за его слабости, ошибки, погрешности и грехи, - но о самом ошибочном пути, не осуждая, рассудите. Дабы и вам не принять за истину - ложное, так как это ложное может касаться самых основ жизни духовной: "Ибо я знаю, - говорит Божественный апостол, прощаясь с Церковью земною, - что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (это говорится пастырям) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте!.." (Деян. 20, 29-31).
Вот для такого бодрствования и нужна духовная смиренномудрая рассудительность, дабы "превратное", т.е. ошибочное, неистинное понимание не признать за истинное. И тем более это опасно, когда не простые рядовые верующие ошибаются, а сами руководящие пастыри, долженствующие быть в Церкви блюстителями истины. Однако, как нет человека без греха, так нет и пастыря без слабостей, без ошибок. Но не о таких ошибках здесь идет речь, а о глубоких искажениях Духа Церкви и духа пастырствования, которые разрушают слово учения Христова и путь святой истины.
Когда Господь говорит: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7,1), Он здесь же, в той самой беседе, заповедует нам осмотрительность в отношении истинности пастыря: "Берегитесь лжепророков (лжепастырей), которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их !" (Мф. 7, 15-16).
Кому же сказаны эти слова ? Кто может распознать ложного пастыря, "волка хищного" ? Это - сами пасомые ! Значит, словесному стаду даны и способность и право рассудить о пастыре: истинный он или нет, истинным ли путем сам идет и увлекает за собою паству Христову ? Ибо, если у пасомых не было бы права ни способности распознавать пастыря, то Господь бы не сказал Своей Церкви: "по плодам их узнаете их". Следовательно, рассуждение о пастыре законно ! Незаконно осуждение, т.е. превозношение над пастырем, допустившим нечто ошибочное. "Суди дело, суди грех, но не человека", - поучают святые Отцы.
Неоднократно Спаситель повторяет Свое предостережение, произнося слово:
"Берегитесь!" (Мф. 7,15; 16,6; 24,4; Мр. 13,23; Лк. 21,8 и проч.) и этим подчеркивает, что верующим дана и способность к определению опасности и средства самозащиты: "Берегитесь лжепророков (лжепастырей) ... По плодам их узнаете их" (Мф. 7,15), а не по одежде, не по внешности. "Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской" (Мф. 16,6). "Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "я - Христос" и многих прельстят" (Мф. 24, 4-5). "Вы же берегитесь, вот, Я наперед сказал вам все" (Мр. 13,23). "Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь !.." (Лк. 21,36). "Смотрите, бодрствуйте, молитесь !.. Итак бодрствуйте !.. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте !" (Мр. 13,33, 35, 37).
Но ведь ложные приходят, как и истинные, внешне в пастырском достоинстве: "одеждах овечих", "под именем Христовым". Потому-то и сказано о ложных: "Берегитесь, берегитесь" их !
В этом же смысле и с тою же целью предупреждает о ложных пастырях и святой апостол Петр, говоря: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа,, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату (искажению истины), и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет" (2 Петр. 2, 1-3).
И все это сказано пасомым по отношению к пастырям. Это - предупреждение на все времена и для всех отклонений, называемых общим именем "ереси", т.е. отделения. Но смысл слов Первоверховного в том, что паства обязана иметь духовное рассуждение об истинности пастырей.
Вот и второй из Первоверховных, Божественный Павел, предупреждает паству даже о ложных апостолах: "Таковые лжеапостолы, - пишет он, - лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам Сатана принимает вид Ангела света. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды" (2 Кор. 11, 13-15).
Ведь это сказано опять таки пастве, дабы христиане различали истинных и ложных пастырей. Были (или только слыли) апостолами, а стали лжеапостолами. Были некоторые пастырями, а, уклонившись от истины, стали лжепастырями. Следовательно, рассуждение об истинности пастырей - вполне законно. Законно - рассуждение, но незаконно - нравственное их осуждение. И рассуждение это имеет целью только самозащиту паствы против лжепастырей. Поэтому Божественный апостол, имея ввиду огромную опасность руководимых, когда они безрассудно идут за ложным пастырем, прибегает к сильным выражениям: "Берегитесь псов, берегитесь злых делателей !" (Филип. 3,2).
Значит цель всех приводимых выше предупреждений сводится к заповеди:
"Берегитесь!".
Вот и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, обращаясь ко всем верующим, пишет: "Возлюбленные ! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много появилось лжепророков в мире" (1 Иоан. 4,1).
Здесь уже более определенно выражено Евангельское наставление ко всем в Церкви: не доверять каждому "руководящему", не доверять даже и тем, кто имеет как будто "права" пастыря, "ибо много лжепророков появилось в мире", - пишет в первом веке святой апостол, а тем более их появляется в наше время, - поэтому "не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они ?". Сказано: "испытывайте", но, одновременно, и "не судите". Обе эти заповеди не противоречат друг другу. Ибо "испытывать" это значит "рассудить, исследовать, изучить, проверить опытом. И если окажется, что пастырь уклоняется от "пути истины" (2 Петр. 2,2), то, не осуждая его как человека, поступить по отношению к нему по слову Евангельскому. При сознании испытующих своей личной немощи и удобоподвижности к заблуждениям, доброжелательство к заблуждающемуся, если он покажет исправление, сохраняется. Но если он останется неисправим: "скажи Церкви, а если и Церковь не послушает, то да будет тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18,17), т.е. не имей с ним никакого общения.
Заповедь "не судите" во внутреннем благожелательстве к уклонившемуся от истины сохраняется, но заповедь о духовном рассуждении и любви ко святой истине кладет предел к личному общению с упорствующим в заблуждении.
Об этой возрастающей строгости по отношению к упорствующим в заблуждении предельно ясно говорит все тот же святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения (учения Святой Церкви), того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Ин. 1, 10,11).
Конечно, не по недостатку любви Христовой пишет эти строгие слова тот, кто по исключительному праву носит имя "Апостола любви". И, само собою разумеется, что в этих словах нет нарушения заповеди о неосуждении ближнего. Ибо эта заповедь должна сочетаться в неразрывное целое с заповедью: "не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" ?!
И вот при сохранении заповеди о неосуждении и при соблюдении заповеди о рассужении, в истинном ли духе действует пастырь, - во имя любви ко святой истине, к великому единству Церкви, иногда прекращается общение с ложным пастырем. И, однако, в такой строгости действует все та же любовь Христова. Ибо прекращение общения, с одной стороны, оберегает истину, а с другой, обличает заблуждение уклонившегося и призывает его к исправлению, к покаянию.
Точно так же говорит и другой апостол Христов, святой апостол Павел: "Завещаем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас" (Фесс. 3,6).
Не от своего имени, а от имени Господа нашего Иисуса Христа повелевает святой апостол "удалиться от всякого брата, поступающего не по преданию", не по закону Церкви, писанному и неписанному, но сохраняемому в виде предания Святой Церкви, т.е. закона, но не записанного, а передаваемого из уст в уста.
Но, может быть, иной лжепастырь, нарушая закон, будет себя оправдывать тем, что "я, мол, не "брат", я - "отец", поэтому ко мне слова апостола не имеют отношения. Даже если я поступаю "бесчинно", не по закону Церкви, это не ваше дело. Вы пасомые. Вы не имеете права "удаляться" от меня, прекращать со мною общение. Ибо я - пастырь, а вы - овцы ! И я отвечаю за вас, а не вы за меня ... Почему бежите от меня ?..".
На подобного рода утверждения лжепастырей следует прежде всего заметить, что святой апостол называет "братьями" всех без различия, поскольку имеет основание в словах Христа Спасителя, который говорит: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель - Христос, все же вы - братия; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах..." (Мф. 23, 8-9).
Поэтому и сказанное о "брате" нарушающем закон Церкви, имеет непосредственное отношение к пастырю-нарушителю. И даже имеет отношение не в меньшей, в несравненно в большей степени, ибо "от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12, 48).
Уклонение паствы от пастыря, уклонившегося от закона пастырского служения, - вполне законно, как обоснованное на Евангельском слове. И не только законно, но является даже нравственной обязанностью паствы. Паства не осуждает, ибо сказано: "не судите !". Паства прощает, если это не превышает ее возможности, ибо сказано Спасителем: "если не будете прощать, то Отец наш Небесный не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 15). Но и при не осуждении и при прощении паства сторонится пастыря, уклонившегося от закона Евангельского. Ибо Евангельский закон повелевает это сделать (2. Фесс. 3,6), как было указано выше. И такое уклонение или отход паствы от пастыря, уклонившегося от "пути истины", может даже не иметь явно выраженной формулировки: вот, мол, на каком основании мы удаляемся от тебя... Ибо Господь Иисус Христос заповедует не то, что не идти за таковым, но и "бежать" от него, - как это и изъяснено Спасителем в притче о пастыре добром и лжепастырях, которых Он называет - наемниками, ворами, убийцами.
О том, как истинный пастырь входит во двор овчий и как проникает туда ложный, об этом говорит Спаситель Христос: "Аминь, аминь, глаголю вам: не входяй во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник: а входяй Дверьми, пастырь есть овцам..." (Иоан. 10, 1-2).
Сам Господь поясняет: входящий в истинную Церковь, в подлинное священство с ней, только Он Сам, Вседеятельный Спаситель и Господь: "Аз есмь дверь !" (Иоан. 10,9 и 7).
Нельзя истинно войти в церковь Христову, иначе как только Им Самим. А кто проник помимо Его, тот воровски перелез через ограду, а не вошел этой единственной Дверью. Поэтому входить пастырем во Христе во двор овчий иначе нельзя как хождением "жизнью во Христе" или, иными словами, как он Сам изрек: "Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец, пославший Мя, привлечет его ... Есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом" (Иоан. 6, 44-45).
Нельзя во Христе пастырствовать в Церкви, не войдя в Нее "Дверью" Христом. И такое вхождение и хождение во "дворе овчем" есть, увы, не только редкий, но и редчайший отличительный признак истинного пастырствования. Поэтому и сказано Господом: "Входяй Дверми, пастырь есть овцам. Сему дверник отверзает, и овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени... И егда своя овцы ижденет (выведет), пред ними ходит (идет): и овцы по нем идут, яко ведят глас его..." (Иоан. 10, 2-4).
Но если пастырь действует не "во Христе", не в духе Евангелия Христова, то, прежде всего, он не истинной "Дверью" вошел во двор овчий. И он неминуемо покажет, что он - ложный, что он - лжепастырь, что он - "вор и разбойник" (Иоан. 10,1), потому что похитил то, что ему по праву не принадлежит. "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить, погубить" (Иоан. 10, 10) ... И каждый лжепастырь духовно убивает тех, кто безрассудно за ним следует. Да он и не может не "убивать" и не "губить", потому что в нем нет подлинной жизни во Христе... И некто изрек страшное слово: "редкие пастыри в наше время спасают-ся!" (И. Зл.).
Истинные овцы стада Христова чувствуют сердцем, что слово из уст их пастыря, не его личное слово, а слово Христа Спасителя. Они слышат в голосе пастыря голос Христов. И поэтому "овцы по Нем идут, яко ведят глас его" (Иоан. 10, 4).
Пастыря же ложного, не ходящего "во Христе", уклоняющегося от Евангельского пути, Сам Господь Иисус Христос именует "чужим голосом" незнакомым для слуха овец его стада... И как же поступают истинствующие овцы, когда услышат из уст "пастыря" совсем "чужой" голос? Господь говорит: "По чуждем же не иидут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа" (за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса) (Иоан. 10,5).
Следовательно, вполне законно и Евангельски обоснованно выступают овцы словесного стада Христова, когда, услышав в "голосе" пастыря "чужое", - будет ли это слово учения или поведения, - сперва "по чуждем не идут", а потом и бегут, "бежат от него".
Итак, лествица духовного рассуждения о ложных пастырях и правильного отношения к ним на основании Евангельского учения может быть выражена в следующих кратких словах: "Не судите" (Мф. 7,1), но "рассудите" (1 Кор. 10, 15) !
"Не судите" пастыря легкомысленно, поспешно, легковерно, быть может, он еще не лжепастырь...
"Не судите", но, однако, Писание говорит: "Не будьте нерассудительны !" (Ефес. 5,17). Не будьте безразличны к добру и злу.
"Не судите", не осуждайте, "поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые.., потому что дни лукавы" (Ефес. 5, 15-16).
"Не судите", но, однако, "не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия" (Ефес. 5, 17). А "рассудительность" или "мудрость" состоит в том, чтобы всегда исходить из "воли Божией".
"Не судите", но Господни слова: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10,16)

Источник: https://vk.com/wall95332582_4429

0

"Грядут большие перемены"